Адмирал Кабаненко: "Уезжать из Украины я не собираюсь"

28 октября 2013, 08:02
Первый замна­чаль­ни­ка Генштаба — о пяти квартирах и проверке СБУ

Игорь Кабаненко. Говорит, что за должность не держится, но такого отношения к себе не заслужил. Фото УНИАН

Интрига вокруг высшего командного состава Генштаба ВСУ, в процессе проверки которого сотрудники Службы безопасности якобы выявили нарушения Закона о гостайне, о чем мы писали на прошлой неделе, сохраняется. Те, кто мог бы пролить свет на ситуацию, отмалчиваются. "Сегодня" встретилась с первым замом НГШ Игорем Кабаненко, которого лишили допуска к гостайне и отстранили от должности. Сейчас он на больничном, по его словам, резко прыгнуло давление. Но в военном госпитале пациента не приняли, и пришлось обращаться в гражданскую больницу. Диагностировав гипертонический криз, его положили в стационар, где сейчас и находится военачальник.

— Игорь Васильевич, какие к вам претензии?

Реклама

— То-то и оно, что претензий не было, — отвечает он. — Военный в пятом поколении, отдал флоту 36 лет, поменял немало мест службы, бывал в разных ситуациях. Встал бы вопрос об уходе — можно было сделать все по-человечески. Вызвали бы, поблагодарили и провели на пенсию, как это обычно происходит. За должности никогда не держался. Но тут началось что-то странное. Уже больше месяца из меня пытаются сделать морального урода, сначала обвинив в том, что имею пять квартир, а затем под надуманным предлогом лишив допуска к гостайне.

— Давайте о жилье. Зачем вам пять квартир?

— У меня их нет. От Министерства обороны была квартира в Евпатории. В Севастополе тоже была трехкомнатная, но к МО она не имела отношения, так как принадлежала нашей семье еще с советских времен. Я передал ее в дар Минобороны, компенсировав евпаторийскую. Все равнозначно: трехкомнатную на трехкомнатную. Что я нарушил? Какие пять квартир? Сейчас живу в служебном помещении в общежитии...

Реклама

— Адмирал — в общежитии? Как-то не верится...

— Это переоборудованная казарма. Мы живем там уже 7 лет. Поэтому и подал рапорт с просьбой предоставить нормальное жилье. Вот и все. Но все перевернули с ног на голову, представив адмирала негодяем и коррупционером. На телевидении вышел разгромный сюжет, но никто не счел за труд разобраться. Это был шок.

— А потом в вашем служебном кабинете появились сотрудники СБУ. Их тоже квартиры интересовали?

Реклама

— Нет, они сказали, что пришли с плановой тематической проверкой соблюдения Закона о гостайне. Сразу приступили к работе, которая продолжалась несколько часов. То есть, это оказалась внезапная проверка, после которой сообщили, что нашли копии неких секретных документов, слепив из меня американского или российского шпиона...

— А что за копии?

— Что выявили сотрудники СБУ, не знаю. И что искали в ящиках стола, сейфе — тоже не знаю. Кабинет должным образом оборудован для работы со служебными документами. Как должностное лицо, я с ними работал, за долгие годы службы хорошо изучив соответствующие требования. Что это такое, понимаю. Но там не было копий секретных документов, как сообщили проверяющие. Составили протокол, проводили какую-то экспертизу. О чем в них говорится, мне неизвестно. Я ничего не подписывал. 

— Почему?

— Считаю проверку незаконной. Это не проверка, а фарс...

— Что вы испытывали тогда?

— Унижение... У меня нет бизнеса, нет побочных доходов, кроме официальной зарплаты. Не совершал ничего противозаконного. Как и у каждого, у меня были ошибки. Не безгрешен. Но судьбы людские через колено не ломал и такого отношения не заслужил. Все это крайне неприятно и морально очень тяжело.

— Что намерены делать ­дальше?

— Во всяком случае, не сдаваться. Надеюсь, закон и здравый смысл восторжествуют.

— Может, уехать на время?

— Я гражданин Украины. Здесь мои корни, здесь предки похоронены. И хотя родился на Севере, где служил отец, уезжать не собираюсь.

 

Министерство обороны и Генштаб пока хранят молчание

Напомним, нарушения Закона о гостайне, кроме Игоря Кабаненко, были выявлены и у другого зама НГШ — Юрия Думанского, а также у руководителя одного из главков Генштаба Валерия Аскарова. По словам замначальника следуправления надзора за соблюдением законов в военной сфере ГПУ Григория Рябенко, заключения о результатах проверки должны быть рассмотрены министром обороны Павлом Лебедевым (тот в последние дни — в командировках). Пока же ни глава МО, ни пресс-служба ведомства ситуацию не комментируют. Не назначал министр и служебное расследование. Ранее, до скандала, прог­нозировали назначение Кабаненко военным атташе посольства Украины в США, а также Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в НАТО. Наши источники в Минобороны сообщают, что Кабаненко поддержал непосредственный руководитель — начальник Генштаба Владимир Замана, а группа высокопоставленных флотоводцев направила Верховному главнокомандующему Виктору Януковичу письмо в защиту адмирала. В преемники Кабаненко наши источники прочат Александра Шутова, свата Лебедева.