"Это новый НКВД" – правозащитник о создании финансовой полиции

12 марта 2013, 18:10
Эксперты и даже силовики с подозрением смотрят на возможность появления нового органа контроля – Службы финрасследований. У президента говорят, что он здесь ни при чем.

Даже силовики опасаются, что новое ведомство урежет их полномочия

В эти дни самой обсуждаемой темой в силовых и фискальных ведомствах страны стала идея создания новой спецструктуры под названием Служба финансовых расследований. По-простому, финансовой полиции. Идею приписывают первому вице-премьеру Сергею Арбузову, под чьим руководством якобы и разработан соответствующий законопроект. В общих чертах — он предусматривает появление в Украине невиданного доселе правоохранительного органа, подконтрольного и подотчетного непосредственно президенту и перебирающего на себя ключевые финансовые полномочия пяти ведомств — МВД (ГУБОП и ГСБЭП), СБУ (контрразведывательная защита экономики), Гостаможни, Госфининспекции (борьба с контрабандой) и налоговой милиции.

Спектр возлагаемых на "фиников" (на жаргоне силовиков — сотрудники финслужбы) задач действительно зашкаливает — начиная борьбой с организованной и экономической преступностью, коррупцией, нарушениями законов в банковской, бюджетной сферах и заканчивая противодействием контрабанде. При этом сотрудников СФР хотят наделить правом применять огнестрельное оружие и спецсредства, а также меры, предусмотренные законодательством об оперативно-розыскной деятельности — негласное проникновение в здания, жилища, наружное наблюдение, контроль и перехват сообщений, перлюстрация корреспонденции. По слухам, к упомянутой выше затее приложили руку в Администрации президента. Однако на Банковой это опровергают — источники "Сегодня" в АПУ перевели стрелки в сторону Кабмина. Но в пресс-службе КМУ предпочли отмолчаться. Что же касается силовиков, чьи полномочия "финики" намерены существенно переполовинить, то их мнения пока осторожно-выжидательные. "Министр и другие руководители внимательно изучают вопрос, сравнивают то, что предлагается, с международным опытом, и пока не готовы дать свои комментарии, поскольку не совсем понятно, где будет проходить водораздел между функциями разных ведомств, чтобы не допускать их дублирования", — отметил спикер МВД Владимир Полищук. Сотрудник центрального аппарата МВД, просивший не называть фамилию, высказался резче: "Арбузов тянет одеяло на себя, толком не объясняя, зачем и кому это нужно, тем самым внося панику в ряды бизнесменов, банкиров. Не думаю, что это нужно Януковичу. Ему и без того все силовые структуры подконтрольны". Источник в СБУ не скрывает иронии: "Сейчас на выходе проект нового Закона о Службе безопасности, и пока его не примут, дележ наших функций и задач с прочими структурами — сотрясание воздуха", — говорит старший офицер.

Реклама

Попытки создать супермощную финансовую полицию с фактически неограниченной властью уже предпринимались на уровне правительства — в прошлом году аналогичное предложение пробивал тогдашний вице-премьер Сергей Тигипко, основывая его на базе Минфина путем слияния налоговой милиции, службы финмониторинга и подразделений по борьбе с преступлениями в сфере экономики. Этой новации не суждено было воплотиться в реальность.

Правозащитник Эдуард Багиров не исключает, что СФР задумывалась под грядущие президентские выборы, и ее конечная цель — сконцентрировать в одной структуре как можно больше информации, дабы эффективнее управлять и финансовыми потоками, и олигархами. "Прообраз такой структуры при советской власти существовал в лице НКВД, объединившем сразу несколько министерств, — говорит он. — Данный законопроект ведет к новому НКВД. У него будут противники, особенно в сфере крупного капитала. Пока при власти и деньгах, все нормально. А уходишь из политики, большого бизнеса, и ситуация меняется. Создавая финансового циклопа, надо иметь защиту на случай форс-мажора. Арбузов же, видимо, хочет еще больших полномочий. Но как говорят, надо откусывать, сколько сможешь проглотить, а то подавишься, и циклоп проглотит тебя".¬