Азаров придумал, как спасти украинскую экономику

19 марта 2013, 19:20
На пресс-конференции, проведенной по случаю третьей годовщины премьерства, Николай Янович рассказал журналистам о задуманных реформах. "Азаровского украинского" никто так и не услышал – премьер говорил иссключительно по-русски.

Николай Азаров провел пресс-конференцию

Если бы в Украину XXI века попал ребусник Синицкий из "Золотого теленка", он снова ломал бы голову над вопросом: "Что же это за "ция" такая?". Сегодня Николай Азаров объявил в Украине начало новой индустриализации. По словам премьера, именно так можно назвать кабминовскую программу развития экономики, которую он подпишет в ближайшие дни.

Заявление было сделано на пресс-конференции, которую Николай Янович, взяв пример с президента, собрал по случаю своей третьей годовщины пребывания в должности. Причем для Азарова это отнюдь не ординарная дата: президенты на Банковой и по десять лет сидели, а вот на Грушевского это первый премьер, преодолевший отметку в тысячу дней и уже дотянувший до тысячи ста. И хотя слухи о "скорой отставке" Азарова ходят с периодичностью в полгода, вчера он ни одним словом не дал понять, что собирается менять место работы. Наоборот, в планах у премьера — та самая индустриализация. Ее суть Николай Янович обозначил как "структурную перестройку экономики" в сторону "увеличения доли продукции с большой добавленной стоимостью", доля которой в ВВП за 20 лет упала. Проще говоря, Украина должна производить и продавать не сырье, а готовую продукцию — это даст и рабочие места людям, и доход всей стране. Свой план Азаров демонстрировал на слайдах, где на карте Украины разместились разноцветные точки, обозначающие места постройки новых заводов и других производственных объектов. План глобальный, но у нас уже было много "украинских прорывов" и других подобных прожектов. Что будет с новым — сможем наблюдать в режиме онлайн. Ручка Азарова для подписи уже занесена.

Реклама

ТРЕТЬЕГО НЕ ДОЖДАЛИСЬ. Говорил премьер и о других планах, правда, зависящих не только от украинской власти. К примеру, о газотранспортном консорциуме. "Мы готовы, Россия готова, а где третья сторона?!" — задал он риторический вопрос, которым поставил точку в вопросе консорциума на троих. И подтвердил недавно опубликованную "Сегодня" информацию о том, что договор на двоих — вопрос ближайшего времени: "Мы три года говорим о консорциуме. Сколько нам еще ждать?! Мы подошли к точке, когда надо принимать решение".

Но самым главным, пожалуй, был фактический ответ Азарова на заявление российского премьера Дмитрия Медведева, который сказал, что в ТС можно быть или полноправным членом, или наблюдателем. "Мы ведем переговоры о таком формате сотрудничества, когда Украина станет наблюдателем... Договорились еще об очень важном принципе: мы не претендуем на какие-либо преференции, но давайте действовать так, чтобы не было дискриминационных мер по отношению к Украине". Вообще-то сложно представить, что Владимир Путин согласится снять торговые барьеры для наших товаров в обмен на наш статус наблюдателя, но премьер упомянул слово "договорились", — и если это правда, жизнь украинской экономики может облегчиться на $5 млрд, которые украли из торгового оборота таможенные барьеры, введенные на наш импорт в 2012 году.

 "Думаете, мы не ходим в аптеки?!"

Реклама

Всю пресс-конференцию Азаров говорил по-русски. И хотя ему задавали вопросы и журналисты из западных областей, никто из них не высказал пожелания услышать "азаровский украинский". Так что все публичное отмечание трехлетия своего премьерства Николай Янович провел в хорошем настроении. Не испортил его даже вопрос о "черной ленте", которой в Кабмине отгородили журналистов от министров: он пообещал, что устроит министрам график пресс-конференций для более частого общения с журналистами, но стиль общения, когда "журналисты хватают министров за рукав", ему не нравится. "А если вам не нравится черная лента, мы заменим ее красной", — шутя, резюмировал он. С юмором премьер ответил и на недавно злободневный вопрос о дефиците лекарств: "Неужели вы думаете, что в правительстве сидят люди, которые не ходят в аптеки, у которых нет родителей?!" По его словам, последствия всех решений в Кабмине просчитываются, но недовольные всегда будут: "Не бывает чисто позитивных решений. Вот решение о повышении зарплат — оно ведь позитивное? Но при этом мы хотим, чтобы услуги ЖКХ не дорожали. А ведь у работников ЖКХ тоже есть зарплаты"...

"Компромисс, на который согласны все"

Политологи заявление Азарова о статусе наблюдателя в ТС оценивают положительно, но сдержанно. "Любой, даже мелкий полушажок в направлении Таможенного союза стоит приветствовать. Пока в ТС нет статуса наблюдателя, но, думаю, ради Украины его могут ввести, — говорит Владимир Корнилов. — Однако сложно понять, что получает Украина от такого статуса. Ведь в ТС все просто: нет таможни на украинско-российской границе — значит, мы в этом союзе, есть таможня — мы не в нем. Не очень понимаю, о каких дискриминационных мерах в отношении Украины говорит Николай Янович. Если об импорте в ТС украинского сыра, с которым часто бывают проблемы, то статус наблюдателя не решит проблемы его качества (правда, наши чиновники настаивают, что качество наших сыров высокое, а весь скандал вокруг них — только политика. — Авт.). Если о таможенных тарифах в отношении третьих стран, действующих на границе ТС, то их отмена для одной страны — это уже преференция для Украины. В целом большинство торговых вопросов Украины с Таможенным союзом урегулированы договором о зоне свободной торговли СНГ и двусторонними договорами с Россией, Беларусью и Казахстаном, и статус наблюдателя вряд ли что-то может тут улучшить. Так что это скорее политический шаг, призванный показать, что мы приближаемся к ТС, но ничего реально не дающий".

Реклама

"Вряд ли статус наблюдателя — то, чего мы хотим от Таможенного союза, но не стоит забывать, что Россия, Беларусь и Казахстан тоже хотят от нас многого. И хорошо, что получается найти компромисс, который никого полностью не устраивает, но на который согласны все, — считает Кость Бондаренко. — Думаю, на основе статуса наблюдателя может возникнуть и более глубокое сотрудничество в отдельных отраслях. Да, есть пословица о птичке, которая отдаст коготок, а там и вся увязнет, но без этого коготка ситуация для нашей экономики может быть печальной. А чтобы не увязнуть, нужно твердо стоять на второй ноге — евроинтеграции. Кстати, есть и другая пословица — из огня да в полымя. У нас есть два вектора интеграции, и оба рискованные. Но чтобы не погибнуть, нельзя игнорировать ни один из них".