Дальнобой: взятки на таможне и мечты о профсоюзе

9 января 2013, 13:25
Водители-дальнобойщики зарабатывают до 6 тысяч гривен в месяц, а чтобы не заснуть за рулем, спасаются семечками

На Западе. Зарплаты водителей — 2000 евро, а суточные — более 100 / Фото: Сергей Николаев

НАЧАЛО Будни дальнобойщиков: мерзнут на морозе и заводят дорожные романы

Часть 2. Водители-дальнобойщики нелегально торгуют соляркой и опасаются воров и рэкетиров

Реклама

Продолжение

ХОТИМ ПРОФСОЮЗ

Приторговывают топливом водители не от хорошей жизни. Дальнобойщики, которые ходят в рейсы за границу, ежемесячно зарабатывают не более 5—6 тысяч гривен и получают суточные 100 грн. А шоферы, которые возят товар по Украине, — от 3 до 3,5 тысячи гривен. Суточные у них не превышают 50 грн. Немного лучше чувствуют себя водители, у которых есть своя машина и возможность самостоятельно брать заказы на грузоперевозки. Но таких немного.

Реклама

—  Компании-грузоперевоз­чи­ки устанавливают уровень зарплаты так, как им хочется, — жалуется Николай. — И так будет до тех пор, пока законодатели не назначат сумму, меньше которой платить нельзя.

— Да кто об этом будет думать! — восклицает с раздражением Юра. — Наивный ты, Коля! Вот если бы у нас был профсоюз — мы бы заставили бизнесменов себя уважать…

Мечту о своем профсоюзе дальнобойщики вынашивают давно. А идею о создании правозащитной организации часто обсуждают за рюмкой.

Реклама

— Вы не думайте, что мы неграмотные, — вздыхает Николай. — У многих из нас есть высшее образование. Но жизнь заставила сесть за баранку. А те, кто без диплома, — учились на практике. Когда много ездишь, поневоле выводы делаешь. 

— А знаешь, как наши коллеги в Европе работают? — включается в беседу Олег. — В целях безопасности им разрешено находиться в дороге только 4,5 часа. После чего они обязаны отдыхать 45 минут и ехать дальше не более 4,5 часа. Суточные у них — больше 100 евро. А зарплата — около 2000 евро. А у нас что? Поспать времени нет! Все время за баранкой. Отправляемся в рейс даже с простудой и температурой. Семьи-то кормить надо…

— Я на днях на нашей таможне в Западной Украине на сутки застрял, — говорит 30-летний Андрей из Умани. — Знаете, из-за чего? Забуксовал! Так же, как и несколько других машин. В результате под таможней скопилась длиннющая очередь: мы "выйти" не можем, а другие фуры не могут "зайти". А таможенникам — хоть бы что. Неужели трактор вызвать нельзя?! Зла не хватает…

"КОЛЕЙКИ" И ВЗЯТКИ 

Между тем "колейки" (так дальнобойщики называют очередь на таможне) возникают не только зимой. По словам водителей, основная причина того, что фуры простаивают сутки (а то и трое!) на границе, заключается в слишком громоздкой процедуре оформления документов.

— Возить товар одного вида невыгодно, — говорят дальнобойщики. — Берем сразу несколько грузов для разных заказчиков. Пока на каждый из них все бумажки оформим — время и пройдет. Ожидание — самое тяжелое в нашей работе.

— У нас шутят, что все дальнобойщики — братья, — вздыхает Юра. — Но на границе каждый из нас — сам за себя. Иногда просто нервы не выдерживают. Начинаем на ровном месте ругаться, "притирать" друг друга зеркалами бокового вида…

Много проблем дальнобойщикам доставляет и коррупция. Водители утверждают, что без денег в нашей стране границу пройти сложно.

— Каждой инспекции, которая проверяет груз, нужно дать "на лапу" минимум 100 грн, — утверждает Андрей. — А еще приходится "отстегивать" таможенникам. Жесткой "таксы" у них нет. Но за каждый груз надо давать отдельно. Иногда 5, а иногда и 20 гривен. Платим мы сами. Работодатель эти расходы, как правило, не компенсирует. Конечно, у многих из нас на таможне есть знакомые. Они помогают пройти контроль быстрее. Но и от денег не отказываются.

— Я однажды не положил в паспорт купюры для таможенников, — говорит Николай. — А женщина-таможенница мне и сказала: "Ты что, не знаешь, какие у нас низкие зарплаты?" Пришлось отдать ей 60 гривен за три груза.

В пресс-службе Таможни все обвинения опровергают и утверждают, что активно борются с коррупцией в своем ведомстве, проверяя все "сигналы". Так же отвечают на претензии в свой адрес и в пресс-службе Госавтоинспекции: тотального взяточничества у них нет.

— Дорога — наша профессия, и "на пушку" нас не возьмешь, Если виноваты — даем. Если нет — защищаем свои права до последнего, — смеются дальнобойщики. — Мы не верим, что в Украине можно истребить коррупцию. Она у нашего народа уже в крови…

ЛЕКАРСТВО ОТ СНА — СЕМЕЧКИ

Моя встреча с "волками" подходит к концу. Они начинают собираться в дорогу. А Николай отправляется в свой "реф" — допивать перцовочку и спать. Ему выезжать лишь вечером следующего дня.

— А как вы в дороге с желанием поспать сражаетесь? — напоследок спрашиваю у него.

— А кто как может, — улыбается Коля. — Одни семечки грызут. Другие кофе с "энергетиками" или колой пьют. Но спиртное за рулем мы не употребляем. Только на стоянках, если стоять приходится больше суток. Вот как я сейчас…