Две Украины: как работают врачи-стоматологи в городе и селе

25 сентября 2012, 14:36
У столичных дантистов — график и выходные, у сельских — реклама в чистом поле

/ Фото: Сергей Николаев

/ Фото: Сергей Николаев

Реклама

Мы продолжаем изучать городскую и сельскую жизни в спецпроекте "Две Украины". На этот раз решили разобраться в быте врачей-стоматологов. При мысли о сельской стоматологии воображение рисует старую хату, скрипучие половицы, допотопное кресло-гусак, а вместо анестезии — грончак самогонки. А в городской стоматологии представляем интеллигента на крутой иномарке, вживляющего в собственном кабинете имплантанты. На самом же деле сегодня открыть свой стоматкабинет в городе практически нереально. Здесь гораздо спокойнее и прибыльнее работать "на фирме", а то и вообще в "районке". А вот сделать современную стоматологию из своей хаты в родном селе — намного перспективнее и реальнее. Правда, чтобы заслужить "челюсти" своих односельчан, нужно, как минимум, умудриться лечить в долг, за еду и "оковиту", а то и "за спасибо". Желательно — круглосуточно.

ЖИТЕЛЬ СЛОБОДКИ: "БУДЕТ ЧТО ОСТАВИТЬ НАШИМ ДЕТЯМ"

Увидев в поле дорожную табличку с надписью "Слободка. Стоматология", поневоле улыбнешься. Ну какая здесь может быть стоматология, в глуши? По такой грунтовке можно не только подвеску потерять, но и последних зубов лишиться. При въезде вас встретит Ленин в черном граните, а через сто метров — Богородица на кресте из того же гранита, что и Ленин. Здесь есть работа (рядом карьер), школа и магазин. А вот водопровод и интернет появились недавно — благодаря создателям той самой "Стоматологии" — семье Сирош.

Реклама

ХОТЕЛА ВИДЕТЬ СЫНА. "Конечно, лет 20 назад я и подумать не мог, что у меня в селе будет своя клиника, — вспоминает Владимир Николаевич. — Мы с женой переехали из Слободки в Житомир и работали в местной стоматологии. Пока однажды мои родители не предложили разделить их дом на две части и создать свой стоматологический кабинет". "Я просто хотела чаще видеть сына, — объясняет мама нашего героя Надежда Арсентьевна. — В наш дом и так заходят как в поликлинику, ведь муж 50 лет фельдшером работает. Так почему бы не создать здесь свою клинику? Документы оформить легко, и реклама не нужна — все и так нас знают".

БЫТ. Дом Сирошей разделили на две половины — офис и жилую часть. Для жизни семьи из 6 человек оставили две комнаты, еще одну переоборудовали из кухни в детскую. Здесь все по старинке, без изысков. "Нам хватает, — говорит Надежда Арсентьевна. — Тем более что осталась квартира в Житомире, дети то там живут, то здесь". Осталось и хозяйство — 8 соток под огурцы-помидоры, курятник и крольчатник. А вот корову пришлось продать — занимает места много, а молока все равно в семье никто не пьет. Землю "для офиса" и для "жизни" разделили тыном с глечиками. А вот в "офисной" половине дома сделали красивый евроремонт и завезли первое старенькое кресло-"гусак".

"Поначалу хотели все очень просто сделать: ремонт, кресло, стол, стул, стерилизаторская. А тут еще и требования санстанции — чтобы была горячая и холодная вода в кабинете. Пришлось сооружать водопровод, тянуть трубы из колодца. Так в Слободке появились первый душ и горячая вода. Теперь уже у всех соседей своя канализация". Жена Наталья — и медсестра, и регистратор, а как взяли рентген-аппарат в кредит — еще и рентгенологом стала. Муж — и главврач, и зубной техник, и дизайнер, и бухгалтер, и завхоз. Цены — под потребителя, ведь с селян много не возьмешь. Бабулечки вообще делали зубы "в бессрочный кредит". Кто-то до сих пор еще не вернул. Кто-то пытался яйца носить и даже самогон, но Сироши это пресекли на корню.

Реклама

Вскоре стали подтягиваться более зажиточные клиенты — работники карьеров, которых здесь очень много, и приезжие из Житомира и Киева. Так постепенно, из года в год, здесь появлялись то новое кресло, то новый стерилизатор, то новые инструменты, то забор и беседка с газоном. А вот вычислить зарплату пока не получается — все заработанное тут же вкладывается в "офис". Из предметов роскоши — машина Hyundai Tucson.

САРАФАННОЕ РАДИО. "Клинике уже 5 лет, но день на день не приходится, — говорит Владимир. — Бывает такой месяц, что с трудом удается заплатить налоги, людей вообще нет, а бывает и по 12 человек в день приходят. Словом, отдыхать пока рано. В этом году даже на Черное море вырваться не смогли. Зато вот беседка теперь красивая появилась и новенькие клумбы. Чтобы клиенты захотели сюда вернуться, рассказать другим. Еще хорошей рекламой стала табличка "Слободка. Стоматология". Мы просто устали объяснять клиентам, где поворачивать. Указателей ведь по дорогам нет, вот и заезжали они в другую сторону. Доротдел ставить табличку отказался. Пришлось нам заказывать ее самостоятельно, платить 800 грн. Через 3 месяца эту табличку кто-то сорвал. Так мы вторую заказали. Пока стоит".

МЕЧТЫ. "Сейчас хотим открыть филиал в Житомире, чтобы "подкармливать" сельскую клинику, без города нам не выжить, здесь мы и детей в школу водим и даже продукты закупаем, — говорит Владимир. — Однако, в отличие от Слободки, в городе требуют столько бумажной волокиты, что оформить это все практически нереально. Но мы все равно будем пытаться — это же семейное дело. Хотим "поднять" детей. Старший сейчас на 4 курсе на факультете стоматологии в Киеве учится. Пока из его пациентов — только мама, именно ей он ставил свою первую в жизни пломбу. Младшая еще в школе учится, в Житомире. Как бы ни было сейчас сложно, но нам будет что оставить нашим детям — семейное дело".

КИЕВЛЯНИН: МЕЧТАЕТ О СОБСТВЕННОЙ КЛИНИКЕ В СЕЛЕ

Киевлянин Дмитрий Карибо работает в стоматологической клинике в центре столицы уже 15 лет. Здесь целый этаж отдельных кабинетов, современное оборудование, десяток стоматологов разного профиля (терапевт, ортодонт, хирург), два секретаря на ресепшене. Его график расписан по минутам, за смену врач принимает от 5 до 15 посетителей. Те приезжают из самых разных мест — даже из-за границы: Германии, Дании, России. Зарплаты в клинике "Медгарант" от 3 до 6 тысяч гривен. Рабочий день — 6 часов, 5 раз в неделю.

"НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ, КАК ОТЕЦ". "При выборе профессии я прежде определился, кем не хочу быть, — вспоминает 47-летний Дмитрий Леонидович. — Не хотел быть инженером, как отец. Я не любил ни чертить, потому и пошел в другую область — стоматологию. Отец редко видел результаты своего труда, чаще — лишь чертежи, а я вижу результат за день, месяц, полгода — это окрыляет!".  К тому же отец рано умер, и чтобы хоть как-то прожить, Дмитрий работал зубным техником в поликлиниках, а мама, после сокращения, одно время даже бутылки собирала. Теперь они оба вспоминают то время с улыбкой.

Семья Дмитрия Карибо живет в трехкомнатной квартире возле метро, а мама Дмитрия — через пару кварталов, в однокомнатной. Но в ежедневном расписании Дмитрия Леонидовича — обязательная закупка продуктов и посещение мамы. "Сначала он равнялся на маму, а теперь — мама на него, — смеется 84-летняя Антонина Васильевна. — Вообще, живу на "3-d": доживаю, доедаю, донашиваю. Обхожусь без сиделок и даже костылей, несмотря на перелом шейки бедра. И горжусь своим сыном — он всего добился сам".

БЫТ. Жена Дмитрия, Оксана, — тоже врач, правда, невропатолог. Старший сын в этом году пошел в школу, а младший — в детский сад. Обходятся без няни, стараются подстроить свои рабочие графики так, чтобы самостоятельно забирать и воспитывать детей. В выходные могут свозить их на аттракционы или на занятия в кружки. Отдыхают на даче за городом. "Особого огорода там нет, небольшой дом, газон, фруктовый сад, — говорит Дмитрий. — На даче мы больше отдыхаем. А отпуск летом проводим во Львовской области, в пансионате. За границу после рождения детей мы не ездили". Из предметов роскоши — машина Тоyota Camry. В квартире все просто и со вкусом, сделано руками Дмитрия и Оксаны. Особо любимое место всех домочадцев — "зимний сад" возле кресла-качалки. Зимними вечерами в "саду" включается электрокамин. Дети называют такие минуты "как в сказке". 

МЕЧТЫ. "В Киеве открыть свой кабинет просто нереально, а вот в селе — очень даже хотелось бы. В селах организационные вопросы решаются намного проще, был бы интересный опыт, — уверен Дмитрий Карибо. — Хотя есть и свои нюансы — в селе нужно быть универсальным врачом. А в городе больше ценны узкие специалисты. Проще говоря, в области протезирования я могу намного больше, чем сельский врач, потому что занимаюсь только протезированием. И у меня не болит голова, где найти материалы и как привлечь больше клиентов. Я просто делаю свою работу профессионально. Мечтаю дать детям хорошее образование, возможно, даже за границей. А они вырастут и сами решат, кем им быть".