Экологи воспротивились превращению Киевщины в "Ядерный мусорник"

14 августа 2012, 18:30
Убийство известного эколога и борца с радиоактивными отходами Владимира Гончаренко заставило его коллег публично заявить об опасностях, которые представляет для всех нас строительство под Киевом "ядерного могильника" — хранилища отработанного ядерного топлива.

Реклама

Умалчивать о ядерной угрозе для киевлян дальше невозможно — об этом на пресс-конференции в информационном агентстве УНИАН заявили представители ряда столичных общественных и экологических организаций.

"Если сейчас общественность будет молчать об опасном прецеденте, связанном со смертью известного эколога Владимира Гончаренко, в будущем любой может оказаться в такой ситуации. Сегодня — эколог, завтра — журналист, послезавтра — рядовой гражданин. К сожалению, мы не смогли предотвратить одной смерти, но мы вполне способны предотвратить гибель тысяч людей", — заявила Рена Назарова, лидер общественной организации "Киевский форум".

Ей вторил главный координатор "Форума спасения Киева" Дмитрий Черняховский: "Никто не доносит до рядового гражданина информацию о "ядерном могильнике" под Киевом. На сегодня единственное, что остается общественности, — бить тревогу, бороться за свое неотъемлемое право на безопасную жизнь".

Реклама

И как пример таких действий лидер организации "Киевский форум" сообщила, что киевская общественность планирует в ближайшее время начать сбор подписей под обращением к президенту Украины и Верховной Раде с требованием немедленно отменить решение о строительстве под Киевом "ядерного могильника".

Напомним, решение о строительстве ядерного могильника приняла Верховная Рада Украины, проголосовав за Закон №8795 "Об обращении с отработанным ядерным топливом по размещению, проектированию и строительству централизованного хранилища отработанного ядерного топлива реакторов типа ВВЭР отечественных атомных электростанций". Позже Закон подписал президент Украины Виктор Янукович.

Опасное хранилище разместится на площадке, расположенной между бывшими селами Старая Красница, Буряковка, Чистогаловка и Стечанка Киевской области. Планируется, что именно в это место будут свозить радиоактивные отходы из других регионов, где расположены атомные станции.

Реклама

Действительно, выбор места строительства — рядом с многомиллионной столицей — крайне нелогичен. Все страны стараются складировать ядерные отходы как можно дальше от поселения людей или вообще не в своей стране.  Франция атомные отходы складирует на одном из своих островов Тихого океана, США — в пустыне Невада, Россия — в Сибири, под Красноярском. А Украина — в Киевской области!

Несмотря на успокаивающие заверения  властей и строителей могильника, экологические организации крайне встревожены созданием могильника неподалеку от Киева и в непосредственной близости от русел рек Припять и Днепр. Они приводят те же самые аргументы, что в свое время выдвигались против строительства ЧАЭС.

 Технологически в хранилище будет применяться метод поверхностного, так называемого "сухого" хранения отработанного ядерного топлива. На сегодня заявлено, что самые современные контейнеры для подобного типа хранения могут хранить радиоактивные отходы на протяжении 50 лет при соблюдении технологии производства и складирования. Дальше, как предостерегают экологи, они приходят в негодность и тонны сверхрадиактивных элементов могут оказаться в воде, почве и воздухе.

Кроме того, среди факторов риска называется целый ряд техногенных и природных факторов: частые в зоне отчуждения пожары, кражи элементов инфраструктуры обездоленными "самоселами",  возможность подтоплений и подземных толчков, падение самолета под управлением очередного Матиаса Руста…

Да и вообще, как показал трагический опыт японской "Фукусимы", никакие технологии не гарантируют безопасность на 100%. А ведь эта АЭС проектировалась с учетом сейсмических угроз. Но на практике и это не уберегло от аварии. И это у японцев, чей уровень техноогий и ответственности несоизмерим с отечественным.

После взрывов на японской АЭС из близлежащих районов были эвакуированы более 80 тыс. жителей. Сколько человек и куда при похожей ситуации придется эвакуировать из Киева?

Отдельная  головная боль в этой ситуации — транспортировка ядерных отходов. Ведь надежность наших путей сообщения постоянно вызывает тревогу. Чего только стоят перевернувшиеся в 2007 году во Львовской области 15 цистерн с желтым фосфором, которые следовали из Казахстана в Польшу! Тогдашний министр обороны Александр Кузьмук даже заявил о "втором Чернобыле". Но Бог отвел, пронесло… Нужно ли киевлянам вновь испытывать свои судьбы и судьбы наших детей отечественной железной дорогой?!

Некоторые компетентные источники в личных беседах высказывают опасение, что со временем отходы под Киев будут свозить не только с украинских атомных станций, но и из-за рубежа. Мол, экономическое положение в стране сложное и правительство может пойти даже на такой способ наполнения бюджета. Хотя чиновники, как всегда, такой сценарий категорически отвергают.

МНЕНИЯ ЭКОЛОГОВ:

Хмара Дмитрий, эксперт Национального экологического центра Украины:

— Заранее сказать, откуда будут угрозы, очень трудно. Потенциально при разрушении контейнеров возможно попадание радиоактивных веществ, в том числе долгоживущих изотопов, в грунтовые воды, поскольку там болотистая местность, в Днепр. Возможно, в будущем возникнут еще и террористические угрозы ввиду того, что более опасен объект с отработавшим ядерным топливом, чем со свежим.

Довбух Владимир, эксперт Украинской экологической ассоциации "Зеленый мир":

— Киевский административный суд принял решение, что документ без экологических экспертиз принимать нельзя. Но Кабинет министров его оспорил, и он законно вступил в силу. Неизвестно, к каким последствиям приведет строительство нового могильника. Чернобыльская зона сейсмически опасна. Это значит, что в этом районе есть подземные толчки, из-за которых могильник может разрушиться, а радиация — попасть в подземные воды, а оттуда в Днепр. Кроме того, Чернобыльскую зону постоянно подтапливает.

Борейко Владимир, директор Киевского эколого-культурного центра:

— Вот кто мог предположить, что в Японии такое случится с "Фукусимой"? Ведь это же Япония, у них всегда все было под контролем. А тут Украина, где все горит, тонет и взрывается. А если, скажем, элементарный пример: везут отходы и машина переворачивается? Кто гарантирует, что все будет под контролем? Одно дело — везти их далеко от людей, другое — в густонаселенной области? Ведь вывозить же будут изо всех областей Украины. А где гарантия, что покрышки не будут лысыми? А где гарантия, что водители будут трезвыми?

Светлана Иванова