Ренат Кузьмин: о подозрении Наливайченко в разглашении гостайны, допросе Данилишина и провокациях против Януковича

6 сентября 2013, 08:49
Первый замгенпрокурора рассказал, почему не поехал в Прагу, о заговоре против него и президента, своих 65 следователях, прокурорах, и что хочет выяснить у Данилишина

Ренат Кузьмин:Где два юриста, там три мнения... / Фото: Григорий Салай

— Ренат Равельевич, что изменилось в вашей работе с введением нового УПК? Направлены ли в суд самые громкие дела? Если нет, какова причина?

— В моей работе ничего не изменилось. А информацией, которая вас интересует, я не располагаю.

Реклама

— Но ведь вы являлись куратором следствия по резонансным делам Гонгадзе, Ющенко, Тимошенко, Лазаренко, Кучмы, Мельниченко, Щербаня, Данилишина, другим. И не располагаете по ним информацией?

— Я являюсь куратором Главного управления по расследованию особо важных уголовных дел Генпрокуратуры Украины, а не конкретных уголовных дел. А вот дела об убийстве Гонгадзе и его заказчиках, об отравлении Ющенко, дела Тимошенко — об убийстве Щербаня и все другие дела экс-премьер-министра, дело экс-министра экономики Данилишина, а также остальные, о которых спрашиваете, контролирует генеральный прокурор Виктор Пшонка. Поэтому за разъяснениями по этим делам вам надо обратиться к нему либо в пресс-службу Генпрокуратуры.

— Обратимся. Но Пшонка ведь в Чехии?

Реклама

— В данный момент — да (разговор проходил в среду, 4 сентября, Виктор Пшонка во время визита встречался с генпрокурором Чехии, министром юстиции и министром внутренних дел республики. – Ред.).

— Правда ли, что в Прагу должны были ехать вы и встречаться с Данилишиным, получившим в Чехии политубежище?

— Я действительно должен был участвовать в его допросе там. Чешские власти дали на это разрешение. Кроме меня, должен был участвовать начальник следственного управления ГПУ.  

Реклама

— Почему же не поехали? 

— Генпрокурор принял другое решение и вылетел в Чехию со своим заместителем Григорием Середой.

— Они допрашивали Данилишина?

— Информацию из Чехии я пока не получил. Вернутся — все узнаем.  

— Говорят, именно в Праге готовились акции по вашей дискредитации, в частности, арест в США, когда Вы туда выезжали в командировку в прошлом году...

— По данным, которые подлежат проверке, в Праге готовился ряд провокаций. Одна из них — в Чехии было принято решение состряпать некие доказательства причастности нынешнего президента к убийству Щербаня. Именно там экс-майор Мельниченко встречался с соратниками находящейся под стражей Тимошенко и получил от них предложение сфальсифицировать часть пленок, чтобы обвинить в убийстве именно Януковича. Все это подлежит выяснению. Второй блок вопросов связан с провокациями в отношении меня и нашей следственной группы в США. С попыткой моего ареста в Штатах. Третья группа вопросов касается Данилишина и преступлений, в которых он подозревается. По этим вопросам его и должны были допросить в Чехии наши коллеги. 

— Год-полтора назад в интернете гуляли слухи, что точки зрения генерального и его первого зама не всегда совпадают. 

— Есть поговорка: где два юриста — там три мнения. И нет ничего странного в том, что взгляды иногда могут не совпадать. Если мое мнение не совпадает с мнением генпрокурора, то своей властью он проводит свое решение. Система единоначалия в ГПУ выстроена так, что решение следователя, прокурора, заместителей генпрокурора может быть отменено генеральным. Поэтому основные процессуальные решения по актуальным делам принимаются по согласованию с генпрокурором. Никакой самодеятельности.

— Сколько у вас сейчас в подчинении следователей, прокуроров? И сколько у них дел?

— 65 оперативных сотрудников и 20 дел... 

— Лишь 20 дел на 65 "важняков"?

— Дела распределяю не я. Кроме Главка по расследованию особо важных уголовных дел в ГПУ, создано еще два следственных подразделения, которые подчиняются другим замам генпрокурора. Большинство дел расследуют они.

— Назовите хоть одно громкое, которое в вашем Главке возбуждено в последнее время.

— По заявлению народных депутатов зарегистрировано уголовное производство о разглашении гостайны бывшим председателем СБУ Наливайченко. Пока речь идет о разглашении секретных сведений и передаче конфиденциальных данных, являющихся собственностью государства. В частности, проверяется информация, предоставленная народными депутатами, о том, что господин Наливайченко выделил сотрудникам ЦРУ кабинет на Владимирской (в СБУ) и дал им возможность ознакомиться с секретными документами.  При этом ни один из иностранных специалистов допуска для такой работы официально не получал. Идет сбор данных, допрашиваются другие сотрудники СБУ, проводятся экспертизы (сам экс-глава СБУ называет заявление коллег-нардепов "энкавэдистским бредом". — Ред.).

— А если Наливайченко, как Данилишин, покинет Украину?

— Он народный депутат. Привлечение его к уголовной ответственности без согласия парламента невозможно. Зачем ему уезжать?

На вопрос, планировался ли в Чехии допрос Данилишина, замгенпрокурора Лилия Фролова заявила, что "там проводятся определенные следственные действия при участии и наших следователей — Чехия дала на это добро". Она добавила, что Данилишина допрашивают чешские правоохранители (наши следователи только присутствуют) и опровергла предположение о том, что его допрашивал Виктор Пшонка: "Для этого в ГПУ есть целое Главное следственное управление... В состав группы вошел процессуальный руководитель уголовных производств — замначальника ГСУ ГПУ Виталий Лагоша. Он и обеспечивает эту работу на месте. Саму группу возглавляет один из заместителей генпрокурора".