Истории от Олеся Бузины: Легенда про "українську фльоту"

9 февраля 2013, 08:31
Конец зимы и начало весны 1918 года стало пиком борьбы за контроль над бывшим царским флотом на Черном море между большевиками и Центральной Радой

Реклама

Вначале было слово. И слово это было "фльота". Я увидел его, когда мне было лет двенадцать, то есть в начале 80-х, в толстой книжке, называвшейся "Українська загальна енциклопедія". Это трехтомное издание вышло во Львове в промежутке между двумя мировыми войнами. В третьем томе его есть обширная статья "Україна". А в ней раздел "Фльота новітньої доби".

Меня, киевского мальчика, слово несказанно позабавило. Оно было какое-то мокрое, плаксивое, сразу же ассоциирующееся со словом "сльота" — "слякоть", "ненастье". То ли дело привычное мужское "флот"! От него так и веяло флагом, трепещущим на ветру, чеканным шагом матросов, корабельной броней и грозными жерлами башенных орудий. Сразу хотелось затянуть: "Наверх вы, товарищи, все по местам!". Да и английское fleet или немецкое flotte тоже веселые слова. А тут какая-то "фльота"...

"КРУЖЛЯКИ" ВМЕСТО КРЕЙСЕРОВ. Причем, если верить галицкой энциклопедии, напечатанной в тех местах, где ни кораблей, ни моря не было от сотворения мира, "фльота" у Украины в 1918 году была знатная. Я просто впился в текст: "Склад укр. держ. дієвої фльоти тоді був такий: 8 лінійних кораблів, із них 2 велетні-дреднавти по 23. 400 т. кожний, 4 кружляки, 6 авіоматок (гідрокрейсерів), 27 ескадрених міноносців, із них 13 великих по 1100—1360 т., 17 підводних човнів, 5 канонірських човнів на чолі з канонірським човном "Запорожець", 6 мінових загородників, кілька дивізій сторожових катерів, травлєрів, ціла транспортна флотиля й кораблі окремого призначення з лінійним кораблем "Св. Юрієм Побідонослем" (11.000 т.) на чолі. В будові в Миколаєві були: лінійний корабель велетень-дреднавт "Соборна Україна" 27.900 т., 4 кружляки на чолі з крейсером "Гетьман Богдан Хмельницький" (тепер "Червона Украина"), 12 вел. ескадрених міноносців, 8 підводних човнів, одна матка для підводних човнів "Дніпро" і величезний плавкий док на 30.000 т.".

Реклама

Из текста я догадался, что "кружляк" на языке этой энциклопедии — крейсер. И снова засмеялся. Крейсер — слово международное. Он и по-английски, и по-немецки "крейсер". От слова "крест" — "крестить", пересекать курс торговым судам противника на высокой скорости, догонять и топить их. А "кружляк" — что-то такое круглое, готовое перевернуться, в лучшем случае, беспомощно кружить, получив снаряд ниже ватерлинии. Юла, одним словом.

Господи, какая выдающаяся "фльота", — подумалось мне! И когда же это они ее успели понастроить? К сожалению, продолжение статьи гласило, что судьба у непревзойденной "фльоти" выдалась печальная: "30. IV. 1918 німці обсадили частину укр. держ. фльоти; 18. VI. 1918 большевики затопили 1 лінійний корабель "Імператриця Катерина Велика" і 10 ескадрених міноносців під Новоросійськом; у X. 1918 німці остаточно повернули укр. держ. фльоту Україні, після чого знищила її антанта, що частину її попсувала вибухами в машинах, частину затопила, частину її вивів ген. Врангель до Бізерти (півн. Африка), а частина належить тепер до більш. чорноморської червоної фльоти". 

Этот текст прекрасно демонстрирует, как фабрикуются мифы. Несведущий человек действительно мог поверить, что у Украины был в 1918 году свой флот с культом Екатерины II! Ведь как иначе можно было назвать в честь нее целый линкор, если не испытывать искреннего преклонения перед этой императрицей? Правда, с этой версией плохо вязалось то, что Шевченко утверждал, будто она "доконала" Украину. Но, может, "фльоту" построили ярые екатеринофилы и шевченконенавистники — например, любители Гоголя, у которого запорожцы называют Екатерину "мамой"? А дальше на "фльоту" напали немцы, потом большевики, потом интервенты Антанты и, наконец, коварный генерал Врангель, угнавший остатки армады в далекую Африку.

Реклама

Чушь, правда? Особенно, если учесть, что Украина объявила самостийность 22 января 1918 года. Как всего за два месяца она успела соорудить столько "дреднавтов" и "кружляков"?

А что же было в действительности? Предлагаю вам отрывок из мемуаров морского офицера князя Туманова, бежавшего от большевиков из Петрограда и попавшего на ту самую канонерскую лодку "Запорожец", которая упомянута в энциклопедической статье. Дело было в Одессе в 1918 году: "Идучи в штаб Украинского флота, я приготовился увидеть что-нибудь специфически хохлацкое, вроде каких-нибудь чубов, жупанов и слышать на каждом шагу мудреные выражения, вроде — "ой, лыхо, не Петрусь" (мои познания в малороссийском языке были довольно слабы), или что-нибудь в этом стиле. Каково же было мое удивление и радость, когда я очутился в типичнейшем, какой только можно было себе представить, русском штабе: никакими Петрусями, Тарасами и Остапами там и не пахло. За столами сидели, щелкая на машинках, ожидая в приемной — самые обыкновенные Иваны Ивановичи и Михаилы Михайловичи, без всякого намека на чубы, и не в жупанах и шароварах шириной в Черное море, а в обычных флотских тужурках и кителях и в самых обыкновенных, черных, хорошо разглаженных брюках. Беседы велись и приказания отдавались также на чистейшем русском языке. Лишь приказы в письменной форме писались по-украински, для чего имелся при штабе специальный переводчик. "Ну, в таком украинском флоте служить можно", — было моей первою мыслью".

ВОТ ТЕБЕ И ФЛЬОТА! Сидят русские офицеры и штампуют приказы через переводчика на "державну мову". Кстати, можете представить себе образец такого документа: "Віднині наказано морцям фльоти плавати на кружляках і штудіювати навтику". "Навтика" — это навигация. А "морці" — моряки. Так для непонятности было велено называть военнослужащих новосозданных морских сил, что тоже вызывало смех. "Морці" очень уж похоже на слово "мерці" (мертвецы), что как бы намекало: фльота Украинской державы была полна "мертвых душ" бывших офицеров и матросов Российского императорского флота.

В действительности линейный корабль "Соборна Україна" — это переименованный на стапеле в короткое правление гетмана Скоропадского царский линкор "Император Николай I". Его так и не достроят. После гражданской войны корпус гиганта разберут на металлолом. Канонерская лодка "Запорожец" до революции называлась "Кубанец". А "Императрицу Екатерину Великую" деятели украинских "визвольних змагань" просто не могли переиначить. В реальности ее контролировали большевики, присвоившие кораблю имя "Свободная Россия". Потом они же его и торпедировали, чтобы линкор не достался немцам. Но у составителей галицкой "энциклопедии" просто рука не поднялась написать, что красные утопили "украинский" дредноут "Свободная Россия". Совсем уж бред получился бы! Даже карпатские вуйки под смереками в такую чушь не поверили бы. Поэтому в своем "научном" труде они оставили кораблю первое название — "Екатерина Великая" — в честь императрицы, которую так ненавидел Шевченко.       

НАША СЛАВА. Выходы из Малороссии с удовольствием служили на царском флоте. Уроженец Нежина капитан Лисянский вместе с Крузенштерном руководил первой русской кругосветной экспедицией в начале XIX века. Полтавчанин Василий Завойко был тем самым героическим адмиралом, который во время Крымской войны отстоял от англичан и французов Камчатку. Адмирал Григорович — еще один потомок полтавских казаков — являлся последним военным министром Российской империи. Вот под его-то руководством в действительности и была построена вся та "фльота", которую упоминает украинская псевдоэнциклопедия. А еще четыре линкора и несколько десятков эсминцев — на Балтике. Ибо называлось это богатство Российским императорским флотом.

Черноморский же флот являлся неотъемлемой частью военно-морских сил империи. По странному совпадению (хотя, сколько их случается в истории!), командовали Черноморским флотом сначала немец, по происхождению, адмирал Эбергард, а после него — потомок турецкого паши адмирал Колчак — напомню, что Первая мировая война шла с немцами и турками. Командовали неплохо! Уже 5 ноября 1914 года старые броненосцы "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон" (бывший "Потемкин") столкнулись у южной оконечности Крыма с новейшим немецким линейным крейсером "Гебен" и задали ему такого жару, что немец предпочел тут же скрыться в тумане. Впоследствии его командир утверждал, что "не смог" найти снова русские броненосцы из-за плохой видимости, хотя он превосходил их по скорости почти в два раза, а неподалеку находился Севастополь, куда должна была вернуться эскадра Эбергарда. Было бы желание, "Гебен" подловил бы черноморцев у их базы. Но желания не было — слишком уж точно стреляли русские моряки. 26 декабря немецкий линейный крейсер подорвался на русской мине прямо у входа в Босфор. "Таким образом, русские использовали Рождественские праздники с большим успехом для себя, — писал в книге "Операции германо-турецких сил в 1914—1918 гг." немецкий адмирал Герман Лорей. — Имея особый опыт в минном деле, русские ставили мины на глубинах в180 м, что до тех пор считалось невозможным".

После введения в строй новейших дредноутов "Императрица Мария", "Императрица Екатерина Великая" и "Император Александр III" германо-турецкий флот и носа не высовывал из Константинополя. Господство на Черном море оставалось за русскими, несмотря даже на загадочную гибель "Императрицы Марии", подорвавшейся в 1916 году на рейде в Севастополе, по причине халатности или диверсии.

Судостроительная промышленность империи спускала на воду корабль за кораблем. Город Николаев на Южном Буге стал крупнейшим центром кораблестроения именно в эпоху Николая II. Тогда неподалеку от старого Николаевского Адмиралтейства, со стапелей которого сходили еще эскадры Ушакова, были заложены два суперсовременных предприятия — "Руссуд" — АО "Русское судостроительное общество" (в советское время Завод им. 61 коммунара) и завод "Наваль", который после гражданской войны переименуют в Черноморский судостроительный. Новым предприятием было и "Общество Николаевских Заводов и Верфей", основанное в1895 г. бельгийскими предпринимателями. Первые русские серийные "новики", прототипом которых был знаменитый балтийский эсминец с таким названием, были построены на николаевских верфях. "Дерзкий", "Беспокойный", "Гневный" и "Пронзительный" оправдали свои названия лихой службой во время Первой мировой войны. Это они ходили в настоящие, а не выдуманные, как в фильме "Адмирал", ночные атаки на немецкий крейсер "Бреслау", обращая того в постыдное бегство.

ВСЕ ИЗМЕНИЛ 1917 ГОД. Революция, как эпидемия, вспыхнувшая в Петрограде, наконец, доползла и до Севастополя. Делегации матросиков с Балтики, зараженных бациллами большевизма, приезжали в Севастополь разлагать своими речами черноморцев. Поначалу агитация шла туго — в отличие от Балтийского флота, почти всю войну проторчавшего в Гельсингфорсе под защитой минных заграждений, черноморские линкоры и крейсера, еще не знавшие, что скоро их обзовут "дреднавтами" и "кружляками", действительно воевали. Закаленные команды верили своим офицерам, чья храбрость и профессионализм были проверены в многочисленных боях. Но ржавчина может съесть даже самую лучшую броню, если ее не соскрести без пощады. Постепенно "краснел" и Черноморский флот. На кораблях рядом с Андреевскими поднимали красные флаги. У офицеров потребовали сдать кортики. Именно тогда командующий флотом адмирал Колчак вышвырнул за борт свою золотую георгиевскую саблю, чтобы не отдавать ее взбесившимся "товарищам". Вместе с этой саблей из флота словно испарился боевой дух. А с запада наступали немцы. Им было плевать, что большевики и Центральная Рада воюют за Киев, а кто-то едет под Круты. Они темной стальной волной в касках смыли и тех, и других. В конце апреля 1918 года немцы были уже под Севастополем.

27 апреля 1918 года командующий Черноморским флотом адмирал Саблин, сменивший Колчака на этом посту, подал в отставку. Он устал от бесполезных митингов команд. И тут матросики одумались! Их делегация явилась к Саблину умолять, чтобы он не оставлял их и сделал все для спасения кораблей.

Так как Центральная Рада была союзницей немцев, Саблин решил принять украинскую юрисдикцию, чтобы не допустить захвата кораблей германскими войсками. 29 апреля 1918 года в 16:00 флагманский корабль "Георгий Победоносец" передал сигнал адмирала: "Флоту поднять украинский флаг". Но дискуссии команд не утихли. На следующий день, как только немцы показались в городе, новейшие линейные корабли "Свободная Россия" (бывшая "Екатерина Великая") и "Воля" (переименованный "Император Александр III") в сопровождении эсминцев подняли красные флаги и ушли в Новороссийск. Вместе с ними направился на "Георгие Победоносце" и сам Саблин, которого теперь называют "першим українським адміралом". Желто-синий флаг продержался на мачтах Черноморского флота всего сутки.

В Севастополе под украинскими знаменами остались только старые броненосцы и подводные лодки под командой контр-адмирала Остроградского, объявившего себя "украинцем". Но мимикрия не спасла эту эскадру. Немцы не собирались передавать Крым Украине. Они сразу же спустили желто-синие полотнища и подняли вместо них 1 мая свои кайзеровские морские флаги — остатки Черноморского флота России, притворившиеся "фльотой", были объявлены собственностью Германской империи. Никто из "морців-мутантів" не протестовал. Таким образом, можно считать, что свою историю украинский флот начал… со сдачи в плен. В этом смысле он был воистину рекордсменом — трудно найти другой флот, который сдался бы через два дня после своего возникновения. Да еще и без боя. Никто до сих пор не превзошел этот уникальный "подвиг" самостийной "фльоты".

ГОСРЫБСИНДИКАТ ВМЕСТО ФЛЬОТЫ. Немцы оставили Украине только канонерскую лодку "Кубанец" в Одессе — ту самую, на которую прибыл капитан Туманов и обнаружил, что на ней можно "служить". От переименования в "Запорожец" на борту старой лохани, построенной еще в 1887 году, ничего не изменилось. Вскоре она присоединилась к белым и снова подняла Андреевский флаг. Это был воистину уникальный корабль с веселой судьбой. Белогвардейцы затопили "Кубанец" в 1920 году, чтобы он не достался красным. Красные подняли его и переименовали в "Красный кубанец". Потом корабль передали в Госрыбсиндикат, где он служил до победного 1945-го. Это, пожалуй, единственный случай, когда военный корабль был разжалован в рыболовные!

Несколько менее весело сложилась судьба адмирала Саблина. Храбрый офицер, награжденный Георгиевским оружием за участие в боях с немецким крейсером "Гебен", не смог простить себе минуту душевной слабости, когда поднял на день над своими кораблями чужой ему желто-синий флаг. Адмирал умер от рака в Севастополе в 1920 году. Последняя должность его была — командующий белым Черноморским флотом Вооруженных Сил Юга России. Ему было всего пятьдесят. Это факты. А все остальное — легенда про "фльоту".