Как атакуют Курченко

14 марта 2013, 09:51
Против президента футбольного клуба "Металлист" и акционера компании ВЕТЭК Сергея Курченко развернулась информационная интернет-война. Заказчики пока остаются в тени.

Основатель Восточно-европейской топливно-энергетической компании (ВЕТЭК) и новый владелец харьковского "Металлиста" Сергей Курченко всего за пару месяцев стал едва ли не самым популярным бизнесменом в украинском интернет-пространстве. По оценке эксперта по оптимизации сайтов Дмитрия Еремина, к настоящему моменту в сети размещено до трех тысяч ссылок, дублирующих тексты с обвинениями в адрес бизнесмена. Активность, с которой в интернете продвигается негатив, свидетельствует об информационной атаке на Курченко.

Признаки атаки

Реклама

Курченко попал в "объектив" украинской прессы совсем недавно, в конце 2012 года, после покупки у Александра Ярославского футбольного клуба "Металлист". Несмотря на то, что публичной фигурой Курченко стал буквально только что, Google по запросу "Сергей Курченко" уже выдает около 300 000 результатов. Для сравнения: по запросу "Игорь Еремеев", владелец холдинга "Континиум", одного из крупнейших на отечественном топливном рынке, тот же Google выдает немногим больше. Хотя господин Еремеев ведет свой бизнес уже не первый десяток лет, а компании, входящие в круг его интересов, периодически выигрывают крупные государственные тендеры на поставку топлива таким гигантам, как "Укрзализныця".

Откуда же такой высокий рейтинг материалов о Сергее Курченко? Политолог Андрей Латынин уверен – налицо все признаки информационной атаки на бизнесмена.

Первым признаком такой кампании всегда является искусственно повышенный интерес прессы к какой-либо теме. Курченко ведет бизнес на украинском энергетическом рынке с 2009 года. И хотя он не был фигурой публичной, не был и засекречен. Упоминания о группе компаний "Газ Украина", с которой связывают Курченко, в прессе можно было найти и два года, и год назад. "Газ Украина", как и многие другие малоизвестные широкой общественности бизнес-структуры, участвовала в тендерах, торговала сжиженным природным газом и нефтепродуктами. Но до недавнего времени ни у кого не возникало желания провести расследование "кто такой Сергей Курченко". Очевидно, что к работе компании у журналистов на тот момент вопросов не возникало.

Реклама

Впрочем, эксперты отмечают: сам по себе высокий интерес со стороны прессы еще не является прямым доказательством информационной атаки. В интернет-войне всегда должна быть заинтересованная сторона и технические исполнители, которые отвечают за популяризацию негативных материалов.

Законы жанра

По мнению политолога Латынина, атака на Сергея Курченко – классический пример того, как ведут информационные кампании против бизнеса. Здесь нетрудно найти и заинтересованные стороны, и исполнителей.

Реклама

Политолог уверен: заказчиками, скорее всего, выступают конкуренты Курченко. "Логично предположить, что появление явно скоординированного негатива в отношении Курченко в СМИ может быть вызвано реакцией традиционных крупных игроков энергетического рынка на появление нового амбициозного и успешного игрока", – предполагает Латынин.

Действительно, наиболее вероятная причина – столкновение бизнес-интересов. По законам жанра это неизбежно, когда на арену выходят новые политические или экономические игроки. И если проследить за становлением предпринимателя Курченко, можно заметить: его бизнес попал именно в такую историю.

Когда несколько лет назад житель Харькова создавал одну из своих первых компаний, чтобы торговать сжиженным газом, интереса это не вызвало. Тогда основные игроки отечественного рынка углеводородов смотрели исключительно в сторону рынка нефтепродуктов. Газ же считался топливом непопулярным как среди трейдеров, так и у автомобилистов. Однако бензины и дизельное топливо постоянно дорожали, автолюбителям пришлось искать альтернативу. Ею стал сжиженный природный газ,  передвижение на котором сегодня обходится на 45-50% дешевле, чем, например, на А-95.

Бум на рынке автогаза позволил Сергею Курченко достаточно быстро сформировать первичный капитал. И бизнесмен задумался о реструктуризации своего бизнеса. В частности, Курченко решил собрать в одну компанию все  профильные активы, которые специализируются на энергетике. Не так давно было объявлено, как будет называться новый холдинг – Восточно-европейская топливно-энергетическая компания (ВЕТЭК). Компания объявила о том, что намерена придерживаться принципов прозрачности бизнеса и публичности. Чем осязаемее становился бизнес Курченко, тем больше внимания конкурентов он привлекал. Судя по всему, некоторые участники рынка сделали для себя вывод: Курченко – та сила, с которой уже нужно что-то делать.

Начали появляться первые негативные материалы о бизнесмене. "Независимые журналистские расследования" подкреплялись необычно большим количеством перепечаток на малопосещаемых сайтах исключительно для продвижения негатива в поисковых системах. На правах рекламы размещались баннеры со ссылкой на негатив. Понятно, что все это требует расходов.

Без документов

Еще одним подтверждением информационной кампании против Курченко может служить и отсутствие хотя бы минимального документального подтверждения публикуемого в интернете компромата.  Некоторые СМИ сообщали о проблемах бизнеса Сергея Курченко с прокуратурой Харьковской области после запроса в ведомство народного депутата Украины от фракции ВО "Свобода" Юрия Сиротюка. Но из официального ответа прокуратуры стало известно, что никаких нарушений в деятельности компаний Курченко не обнаружили. При том, что к проверке привлекались министерства финансов, энергетики и угольной промышленности, инфраструктуры Украины, а также Государственные налоговая и таможенная службы, Антимонопольный комитет Украины, Государственная финансовая инспекция. Участвовали в проверке и министерство внутренних дел, и Служба безопасности Украины. Хотя обвинения депутатского запроса не подтвердились, он стал частью кампании по дискредитации Курченко.

Его бизнес неоднократно пытались обвинить в контрабанде топлива в Украину. На эту тему неизвестными авторами даже был снят ролик, который был размещен на YouTube. Однако кроме депутата Сиротюка с его запросом никто не обращался ни в налоговую службу, ни в прокуратуру. Никаких документов, подтверждающих, что какая-либо компания, связанная с харьковским бизнесменом, нарушала законы при ввозе углеводородов на территорию страны, СМИ не публиковали. Из официального ответа прокуратуры следует, что "Газ Украина" никакого отношения к контрабанде топлива не имеет.

Действие и противодействие

Подсчитать, какой урон нанесла информационная война бизнесу Сергея Курченко, достаточно трудно. Но очевидно, что реакция акционера ВЕТЭК может последовать. В частности нельзя исключать судебных исков к изданиям, распространяющим информацию, достоверность которой не подтверждается. Недавно в СМИ были опубликованы фрагменты попавшего в распоряжение "Обозревателя" внутреннего электронного письма Сергея Курченко сотрудникам ВЕТЭК. В письме сообщается, что бизнес столкнулся с информационной атакой и компания примет все меры цивилизованной юридической защиты. "Привлечем очень хороших юристов, будем судиться и самими изданиями, и с авторами. Характерно, что контролирующие органы не обнаружили никаких нарушений в нашем бизнесе".

Впрочем, Сергей Курченко призывает сотрудников относиться к ситуации спокойно, адекватно оценивая информационные провокации.