Опасные "канатки" Украины: изношенные тормоза, нехватка персонала и частые ЧП

15 августа 2013, 10:33
В нашей стране 48 канатных дорог, они часто останавливаются и требуют срочных вложений

Безопасность. Проверять техсостояние подъемников должны ежедневно, но не хватает персонала. Фото: С. Николаев

Из-за ЧП на самой длинной и высотной в Украине канатной дороге (длина около 3 км) в Крыму между Мисхором и вершиной горы Ай-Петри, где 76 человек в двух кабинках зависли на 10 часов над пропастью, Госгорпромнадзор проверит все пассажирские подъемники страны.

Как сообщили нам в этом ведомстве, их 48: три в Крыму, по одной в Харькове, Львове, Одессе, Черкассах, Луганске, Днепропетровске, Донецке, остальные — в Закарпатской и Ивано-Франковской областях. Общая их протяженность свыше 65 км. К счастью, происшествия, после которых гибли люди на таких объектах, у нас, в отличие от других стран, не случались. Но вот остановки "канаток", часто — на несколько часов — происходят постоянно, особенно зимой на карпатских горнолыжных курортах.

Реклама

По словам замначальника управления Госгорпромнадзора Александра Игнатова, который занимается проверками, их проводят регулярно и нарушений находят достаточно. Главные замечания — малое расстояние от кабин до крон деревьев, некомплект персонала, из-за чего проверки техсостояния на местах проводятся не полностью.

"Эти работы плановые, но по поручению премьера будет допобследование. Если выявим недостатки, эксплуатацию запретим, выдадим предписание об устранении недостатков и только после повторной проверки разрешим использование", — рассказал нам Игнатов. Работы начнутся на днях.

Увы, 80% подъемников, которые расположены в горах, проверить сейчас вряд ли удастся — не сезон, многие из них закрыты, и готовить к эксплуатации их будут через 3—4 месяца. Но, как сообщили нам в отделе экспертизы подъемных сооружений ГП "Карпатский экспертно-технический центр", техсостояние многих оставляет желать лучшего. И хотя обрывов подъемного троса не было более 10 лет, других проблем хватает. Основная — изношенные тормоза, которые никто не спешит менять. Часто выходят из строя тяговые двигатели: резервный дизель-генератор должен быть на каждом подъемнике, но реально его нет, и доставлять замерзших пассажиров часто приходится вручную.

Реклама

"Нормальное состояние подъемников только в Буковеле, Славском и на Драгобрате. В остальных местах контроль проводится часто на бумаге, поэтому остановки были, есть и будут, — утверждает горнолыжник со стажем Андрей Мартур. — Нужны серьезные вложения, а проверки ничем не помогут".

ПОДНИМАЮТ. Все круглогодичные канатки страны, кроме "Мисхор—Ай-Петри", которая закрыта на неделю для ремонта, работают. "У нас не было ни одного ЧП, начиная с 1974 года, когда началась эксплуатация, — рассказал "Сегодня" главный инженер самой длинной равнинной подвесной дороги в Украине (1387 м) в Харькове Олег Гриненко. — А вот остановки на 20—30 минут случаются порой из-за хулиганов, которые раскачивают кабины. В итоге трос слетает с роликов"

Канатки убили тысячу человек

Реклама

За 63 года существования канатных подъемников на них из-за аварий (обрыв троса, пожар) во всем мире погибли около 1000 человек. Обычно число пострадавших исчисляется десятками. Печальный рекорд — 155 жертв: 11 ноября 2000 года в городке Капрун (Австрия) в тоннеле канатной дороги сгорели 2 фуникулера. В двух случаях (1962 и 2001 год) трос подъемников перерезали истребители, а в 2005 году на канатку с пролетавшего грузового вертолета упал бетонный блок весом в 750 кг.