Леонид Кравчук осознал независимость Украины, оставшись без помощи Москвы

23 августа 2013, 13:27
Леонид Кравчук ответил на вопросы "Сегодня" накануне Дня Независимости.

/ Фото: Александр Яремчук

— Что вы считаете главным событием за 22 года независимости Украины и какая главная ошибка власти за это время?

— Главным событием я считаю то, что Украина состоялась как держава, она развивается. В мире ее воспринимают по-разному. Одни — как строящуюся новую демократию, другие — как страну, где продолжаются рецидивы прошлого. Но Украина существует на карте мира. Впервые в истории она в таком статусе и в таких границах. В этом я вижу главное достижение народа и всех представителей власти. А вот главная ошибка заключается в том, что мы так и не смогли объединить страну. На 22-м году независимости у нас разные взгляды на внутреннюю и внешнюю политику. Главный недостаток в том, что мы все не сумели подняться до государственного мышления, чтобы мир воспринимал нас не с точки зрения "оппозиция — одно, а власть — другое", а как единое целое.

Реклама

— В чем для вас впервые выразилась наша независимость?

— Вспоминаю момент, когда меня избрали президентом, я пришел на работу, сел в кресло и понял: теперь мне все нужно решать самому — нам всем. Больше не к кому обратиться за советом. При СССР я был вторым секретарем ЦК КПУ Украины. Я знал, что всегда можно позвонить в Белокаменную — попросить помощи или совета. Бывали такие случаи, когда там могли и не дать ответа. Но я всегда знал, что такая возможность есть.

— Что дала/не дала независимость Украине?

Реклама

— Сейчас мы совсем другие люди. Хвосты прошлого за нами тянутся — это неизбежно. Но посмотрите: люди живут в открытом пространстве, а не в государстве, обнесенном забором, как раньше. Те, кто думают, что при СССР было хорошо, рекомендую почитать книгу Виктора Суворова "Кузькина мать". Может, тогда они подумают над другими оценками.

— Существует ли угроза потерять независимость?

— Такой угрозы нет. Некоторые кивают на Россию или еще кого-то, якобы сейчас кто-то придет и поработит нас. Украину используют, потому что мы иногда выступаем непрофессионально. Не найдется сейчас великих зарубежных друзей, которые бы сначала думали об Украине, а потом о себе. Так когда-то говорил Борис Ельцин: "Вставай или ложись — думай об Украине". Пока мы не начнем думать о себе, другие будут пользоваться нашими слабостями и глупостями.

Реклама

— Какой вы видите Украину еще через 22 года?

— Конечно, я бы хотел, но я ее уже не увижу — это точно. Помню, я как-то задал вопрос академику в университете: "Каким будет коммунизм через 30 лет?" Он был в таком возрасте, как я сейчас. Так вот, он мне сказал: "Я отвечу легко, так как ответственности за это нести уже не буду". В целом Украина будет демократической, достойной и богатой страной, а человек действительно будет на первом месте. Я думаю, мы раньше, чем через 22 года, вступим в ЕС. Но только если мы все будем бороться за лучшую жизнь. А сейчас мы просто не стремимся к этому. Я всегда повторяю: "Не сбивайтесь с дороги — она одна". Но, к сожалению, сколько политических партий, столько и дорог.