Лишь одна из 20 украинских фармкомпаний рассказывает о своих социальных проектах

10 сентября 2012, 15:52
Воплощать программы по корпоративной социальной ответственности бизнесменам мешает нестабильная экономика.

Лишь 1 из 20 крупных фармацевтических компаний имеет нефинансовые отчеты. Фото expert.ru

Последние 10 лет бизнес все в большей мере осознает свою ответственность по сохранению окружающей среды, решению социальных и экономических проблем общества, а также соблюдению прав человека и противодействию коррупции. Эти инициативы определяются понятием "корпоративная социальная ответственность".

Тема КСО для Украины хоть и относительно нова, но, будучи актуальной, широко обсуждается. Так, на пресс-конференции в НД "Украина" представители Центра развития КСО и фармацевтических компаний в Украине говорили о практиках и перспективах развития КСО в фармацевтическом сегменте бизнеса. Содействовать идеям КСО в фармсекторе призван проект "Путем ответственного бизнеса" – информационно-коммуникативная платформа для представителей фармацевтического бизнеса, общественности и госорганов, в рамках которой планируется популяризировать идеи, цели, задачи и способы реализации программ КСО в данном сегменте.

На первом этапе проекта по заказу его организаторов Маркетинговым агентством MASMI-Ukraine в марте-апреле нынешнего года было проведено специальное исследование с целью опередлить, по мнению фармацевтов и провизоров, наиболее социально-ответственные компании на украинском фармрынке. Общее число респондентов составило 1004 человека во всех регионах страны. На втором этапе был проведен опрос топ-менеджеров фармкомпаний, которые чаще всего упоминались респондентами. "Анализ этого этапа исследования, – говорит руководитель проекта Любовь Снигур, – показал, что топ-представители фармацевтического бизнеса в Украине готовы к работе в отношении социальной ответственности. У некоторых компаний, преимущественно у представительств западных фирм, уже действуют программы КСО международного уровня. Поэтому сейчас для нас главное – соединить потребность украинского общества с тем, что могут предложить компании в рамках своей социальной ответственности". На третьем этапе планируется объединение работы госорганов и бизнес-среды для решения важных общественных проблем.

Генеральный директор фармацевтической компании "Санофи – Авентис Украина" Жан-Поль Шоер считает, что сегодня значительное количество украинских компаний поддерживают и интересуются идеями КСО. Все же существует проблема недостаточного количества знаний о социальной ответственности и заблуждения относительно большого количества денег на реализацию проектов КСО, что не подтверждается в действительности. "Реализация программ КСО в рамках деятельности фармкомпаний – это более широкий спектр мероприятий, который в первую очередь является сознательным призванием бизнеса в отношении развития общества, вопреки сложившемуся ошибочному мнению о затратности реализации проектов КСО" – говорит Шоер.

"КСО – это не благотворительность, не простое исполнение законодательства в том или ином сегменте и не финансовые пожертвования. КСО – это ответственность компаний за свое влияние на общество – экономическое, экологическое и социальное. В этом отношении фармацевтическая отрасль специфическая и важна уже по самой своей природе, ведь основана на прямой связи с потребителями", – считает глава правления Центра развития КСО Марина Сапрыкина. Центр оценивает деятельность компаний в отношении развития всех сфер КСО (экологии, промышленной безопасности и охраны труда, развития персонала, внешней социальной деятельности, взаимоотношений компании со всеми группами общественности). По словам Сапрыкиной, средний уровень раскрытия фармкомпаниями информации по своей КСО – 11% (по результатам исследования 20-ти крупнейших фармкомпаний). Для сравнения, самая лучшая раскрываемость такой информации в Украине – 20% – банковский сектор. Пока только одна компания из 20 в фармсегменте бизнеса имеет нефинансовые отчеты. Это подразумевает освещение их деятельности не только в связи с прибылью, но и в отношении экологических и социальных проектов, что является неотъемлемой частью бизнес-стратегии той или иной компании.

В развитых странах Европы и Америки социально ответственный бизнес – общепринятое правило, которого придерживаются много больших, средних и даже маленьких компаний. Что же сдерживает развитие программ КСО в Украине? По мнению участников пресс-конференции, это отсутствие государственного стимулирования через четкое законодательство и обязательства по его соблюдению, а также через легкие виды стимулирования, такие как награды, рейтинги и пр. По мнению директора ООО "Никомед Украина" Евгения Заики, распространению программ КСО в Украине препятствует также экономическая нестабильность в стране.