"Мобигарды" нас берегут

1 апреля 2013, 11:00
В цикле публикаций о профессиях, которые делают мобильную связь качественной и доступной каждому, мы расскажем также и о тех, кто защищает нас от телефонных мошенников.

За 20 лет мобильная связь в Украине стала настолько массовой и недорогой, что популярность этой услуги привлекла внимание тех, кто зарабатывает обманом. Изобретательные аферисты быстро придумали новые технологии выманивания денег у доверчивых граждан. Противостоять им могут только особые "мобигарды" – аналитики служб безопасности операторов.

Их главная задача – не дать аферистам "нагреть руки" на абонентах, а по возможности – помогать правоохранителям поймать их. "Безопасность абонентов для нашей компании – это необходимое условие, – говорит руководитель департамента безопасности "МТС Украина" Дмитрий Винцевич, – Построить высококачественную сеть и удерживать доступные цены – это еще не все. Нам критически важно, чтобы наши пользователи были защищенными как финансово, так и информационно. Поэтому мы постоянно выявляем новые механизмы мошенничества, корректируем работу наших систем и баз данных, чтобы поломать преступные схемы".

Реклама

Его подчиненные сами мошенников не могут ловить – это работа милиции. Но без аналитиков правоохранители мало что смогут сделать: ведь мошенники оставляют свои "отпечатки" в базах данных оператора. Этот вид мошенничества слишком высокотехнологичный, чтобы в нем разобраться, о мобильной связи нужно знать все. И аналитики постоянно учатся: ведь каждый день в технологиях сотовой связи появляется что-то новое, а значит и злоумышленники ищут новые возможности.

Таких схем множество. Например, абоненту приходит SMS с неизвестного номера или из интернета (номер 1010), в которой говорится о выигрыше ценного приза. Чтобы его получить, необходимо купить ваучер пополнения счета и сообщить код активации по указанному номеру. Но эти средства уходят мошенникам. В ином варианте этой схемы человеку могут позвонить и представиться диджеем радиостанции или оператором call-центра. В другом случае человек может увидеть объявление с заманчивым предложением, например -  высокооплачиваемой работы. Для получения подробной информации ему предлагают отправить SMS или позвонить на короткий номер. Но при этом со счета снимается определенная сумма денег, о чем в объявлении не говорилось.

Всего аналитикам известны сотни подобных способов, которыми телефонные аферисты выманивают деньги. Из них в ходу могут быть несколько десятков – самых популярных, которые постоянно приобретают новые формы. При этом отечественные борцы с телефонными аферистами сталкиваются с ними первыми, рассказывает Дмитрий Винцевич. "Международные форумы по предотвращению мобильного мошенничества показывают: "наши" аферисты гораздо изобретательнее "заграничных". То, с чем на Западе сталкиваются только сейчас, мы уже проходили года три-четыре назад", – говорит он.

Реклама

Обычно "мобигардами" становятся бывшие сотрудники МВД или СБУ. Но в последнее время охранять абонентов от злоумышленников все чаще приходят совсем молодые люди. Ведь IT-технологии развиваются очень стремительно, поэтому мобильные операторы привлекают продвинутую в этой сфере молодежь – это в основном выпускники вузов по специальностям "информационные технологии". "Для особых случаев мы даже привлекаем к работе внештатных "хакеров", которые могут проконсультировать по каким-либо техническим вопросам", – рассказывает руководитель департамента безопасности МТС.

С помощью аналитиков служб безопасности операторов милиционеры обезвредили не одного мошенника. Но свои методы мобильные правоохранители, конечно же, хранят в секрете – их не нужно знать тем, кто желает поживиться за чужой счет. Правда, одно направление своей работы они не скрывают, и даже наоборот – проводят ее как можно открыто. Это – просвещение абонентов, и аналитики готовы без устали рассказывать, как не попасться "на крючок" аферистам. И еще они просят: при обнаружении факта мошенничества обязательно сообщать об этом правоохранителям и в службу безопасности оператора. "Именно благодаря обращениям людей, милиция ловит мошенников и мы ей в этом помогаем. Так мы не только помогаем обманутым пользователям, но и можем защитить от возможных афер других абонентов", – объясняет Дмитрий Винцевич.  

Интересные факты: национальные особенности мобильногь мошенничества

Реклама

В России и Украине жулики часто играют на такой особенности славянского менталитета как готовность прийти на помощь тому, кто в беде. Именно оно дает благодатную почву для смс с призывами "сдать редкую группу крови для ребенка". Никакому добропорядочному немецкому бюргеру  в голову не придет откликнуться на подобный призыв. И не потому что он такой сухарь, а в силу хорошо развитой страховой медицины, легко решающей подобные проблемы.

Своеобразной мозговыми центрами многих мошеннических схем с применением мобильной связи эксперты считают тюрьмы Мексики, Колумбии и Бразилии.

Склонность американцев страховать все и вся также не ускользнуло от внимания мошенников. Схеме, которая применялась, не откажешь в изяществе: клиенту, на телефоне выходящего из офиса оператора человека только что заключившего контракт, раздавался звонок. Некто представлялся сотрудником компании оператора,  извинялся за то, что забыли оформить страховку, и  просил предоставить ему данные кредитки. Тысячи людей попались на этот нехитрый трюк.

Национальным видом мобильного мошенничества в ЮАР стало применение сканеров сим-карт. Жуликам нужно было завладеть телефоном буквально на мгновение, чтобы сделать копию симки,  а потом перебросить все деньги со счета.