На отмененном полете "Аэросвита" можно заработать

14 января 2013, 07:50
За отмену рейса можно получить от $330 до $7000. Нужно собирать чеки из кафе и квитанции из отелей

Из-за банкротства "Аэросвита" украинцам не удалось улететь / Фото: Григорий Салай

Пассажиры "Аэросвита", с трудом вернувшиеся домой из-за того, что компания объявила себя банкротом и отменила десятки пред- и посленовогодних рейсов, начали борьбу за возврат потраченных на билеты денег и компенсацию морального ущерба. В самой компании это подтверждают и обещают, что деньги за билеты вернут всем, кто обратится, но когда — пока неясно.

По информации пресс-службы "Аэросвита", "в ближайшее время будет разработана и реализована оперативная процедура возврата средств за неиспользованные билеты, которой пассажиры отмененных рейсов смогут воспользоваться в режиме онлайн на сайте авиакомпании". Также нам сообщили, что "Аэросвит" продолжает полеты и оплачивает текущие расходы по их обеспечению, хотя расписание изменилось, и рейсов стало меньше. В компании утверждают, что "Аэросвит" выживет, хоть и сократит количество маршрутов.

Реклама

Материал по теме Из-за "Аэросвита" в Украине грядет большой дерибан неба

О том, как правильно бороться за "кровные", рассказали эксперты "Сегодня" (читайте ниже). Юрист Василий Мирошниченко советует пострадавшим одновременно вести переговоры с компанией о возврате денег и подать иск в суд, направив копию ответчику — так больше шансов добиться своего.

"Если их объявят банкротами — рассмотрение всех дел в суде прекратится и начнется распродажа имущества, но в этом случае тот, кто раньше подал иск, имеет больше шансов. Кстати, без суда компания выплатит только стоимость билетов, а другой ущерб (моральный, упущенная выгода) можно получить только через суд", — говорит Мирошниченко.

Реклама

По его словам, один его знакомый юрист два года назад отсудил таким образом около $20 тыс., доказав, что из-за задержки авиарейса в Москву он опоздал на собеседование и потерял престижную работу. Адвокат Татьяна Монтян более скептична: она считает, что большинству пострадавших ничего не выплатят: будут обещать, тянуть время... В итоге те, кто станет судиться, дело выиграют, но реально ничего не получат, ведь после окончания процедуры банкротства, на что уйдет 2—3 года, они окажутся взыскателями третьей очереди (после государства, аэропортов и т.д.), которым ничего не хватит. "Но если есть возможность, время и желание, пусть судятся", — говорит Монтян.

Четыре шага за потерянными деньгами

1 шаг. Сразу сдать билет в кассу авиакомпании. При задержке вылета на 3 часа и более (вынужденный возврат) пассажиру обязаны вернуть полную стоимость за вычетом сервисного сбора и услуг банка (-3% от цены). Если же пассажир передумал лететь до начала регистрации (например, опасается, что рейс отменят), это считается добровольным возвратом, и ему компенсируют около 70% цены. А вот если перевозчик сам заявил, что рейс отменен, он обязан выплатить компенсации, причем превышающие стоимость билета в экономклассе. При дальности рейса до 1500 км (по Украине, в Москву) — $330, 1500—3500 км (в Европу) — $530, свыше 3500 км (Юго-Восточная Азия, США) — $800.

Реклама

2 шаг. Как правило, при банкротстве компании (как в случае с "АэроСвитом") касса деньги не возвращает, альтернативные перевозки не предлагает, поэтому следующий шаг — собрать доказательства отмены или задержки рейса. Справку об отмене обязаны выдать в администрации аэропорта или в украинской Госавиаслужбе, где такая информация обязательно имеется. Также надо сохранить билет и чеки о расходах, вызванных задержкой или отменой полета, — квитанции из гостиницы, чеки из кафе, посадочный талон на альтернативный рейс другого перевозчика.

3 шаг. Копии указанных документов (ни в коем случае не оригиналы, они — для суда или в обмен на добровольную выплату ущерба) вместе с заявлением о возврате предъявить авиакомпании-виновнику. Это можно сделать в офисе под роспись либо отправить по почте заказным письмом. Ответить обязаны в течение месяца.

4 шаг. Подача иска в суд. Подавать его можно по месту жительства либо по месту регистрации авиакомпании. Дело выигрышное, но его рассмотрение может занять до полугода, а получение денег еще столько же. Кстати, Воздушный кодекс предусматривает допкомпенсацию перевозчиком ущерба пассажиру из-за задержки рейса (он не попал на плановую операцию и потерял здоровье, сорвалось подписание бизнес-договора) до $7000 и до $1700 — за порчу груза (цветы, фрукты), но это определяет суд. Услуги юриста обойдутся от 1000 грн (написание заявления) до $1000 (полное ведение дела), но эти затраты можно возместить с помощью авиакомпании, если оплата услуг юриста прошла через банк.

Источник данных: Воздушный кодекс, эксперты "Сегодня"