Из-за "Аэросвита" в Украине грядет большой дерибан неба

10 января 2013, 08:05
Вследствие банкротства авикомпании часть маршрутов уже готовы взять на себя МАУ и "Визз Эйр"

Пилоты «Аэросвита» считают сегодняшние трудности отзвуками кризисов. Фото со страницы компании в Фейсбуке

Проблемы "Аэросвита", который пока еще остается крупнейшим украинским авиаперевозчиком, назревали давно. Напомним, 29 декабря 2012 года Хозсуд Киевской области начал производство по делу о банкротстве компании. В компании были задержки с выплатой зарплат летному составу, участились отмены рейсов из-за задолженностей перед аэропортами за обслуживание воздушных судов. Подробнее...

В конце 2011-го, когда "Аэросвит" решил сблизиться и расширить масштабы сотрудничества со своим ближайшим конкурентом — Международными авиалиниями Украины, некоторые эксперты усмотрели в увеличении числа совместно эксплуатируемых маршрутов некий коварный план, имеющий конечной целью не столько выжить с условиях надвигающегося кризиса, сколько подавить и поглотить МАУ, как это, в общем-то, произошло с "Днеправиа" и "Донбассаэро", входящими в Украинскую авиационную группу под контролем группы компаний "Приват" (ее владельцы Геннадий Боголюбов, Игорь Коломойский и Алексей Мартынов). А когда МАУ все-таки не поддались нажиму и сохранили относительную независимость, "Приват" приобрела контрольный пакет акций в уставном капитале недавнего конкурента, ставшего деловым партнером "Аэросвита", благодаря чему и боинги, и маршруты латентно меняют хозяев. Этим, считают эксперты, может и объясняться решение "Аэросвита" "мягко самоликвидироваться", начав процедуру банкротства (напомним, собственные активы авиакомпании втрое меньше задолженности перед кредиторами — 1,2 млрд грн против 4,2 млрд).

Реклама

ЧТО БУДЕТ. Выбираться из кабалы можно либо по частям, погашая долги поочередно перед каждым партнером, либо став банкротом, а затем попытавшись "возродиться из пепла" под другой вывеской. По какому пути пойдет "Приват", загадывать никто не берется, а руководство группы компаний пока отмалчивается. Сокращение операционной деятельности "Аэросвита" уже повлияла на расстановку сил его игроков: часть маршрутов уже готовы взять на себя МАУ и бюджетный "Визз Эйр". Зайдут ли под шум нынешнего скандала в Украину другие перевозчики, в Госавиаадминистрации прогнозировать остерегаются. Неофициально же говорят, что это скандал повлечет за собой "большой дерибан неба".

Пилоты "Аэросвита", с которыми удалось пообщаться, считают сегодняшние трудности отзвуками предыдущих кризисов, а также интенсивным, но не всегда продуманным развитием сети регулярных перевозок, от которых теперь вынужденно придется оказываться. Единственное, чем вряд ли пожертвует "Аэросвит" — это дальнемагистральными маршрутами (Нью-Йорк, Торонто, Бангкок, Пекин, Дели, Хошимин). "Больших Боингов-767 у других авиакомпаний нет, а иностранных перевозчиков сюда так просто не пустят", — уверен один из менеджеров "Аэросвита".