Сколько раз на самом деле крестили Киевскую Русь

26 июля 2013, 08:31
Историки оспаривают заслуги князя Владимира: христиан из нас могли сделать викинг Странник и его король Воронья Кость.

Перед крещением. Патриарх Фотий топит «безбожных русов» в море.

Принято отмечать Крещение Руси 28 июля, но так ли мы уверены, что это знаменательное событие произошло именно в этот день? Ученые до сих пор спорят, когда именно Русь приняла христианство. 

Выражение "Крещение Руси" встречается в летописи "Повесть временных лет": "Под 6496 годом от сотворения мира. Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым". Вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году, который и считается началом истории Русской Церкви. Однако некоторые, в том числе и церковные, исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: примерно в 989, 990 или 991 году. Эта путаница с датами связана еще и с тем, что, как предполагается, после принятия христианства в Киеве начали считать начало года от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как это делали раньше.

Реклама

Другие считают, что крещение — если понимать под ним переход в христианство части киевской знати во главе с князьями — состоялось за сто лет до даты, которую ныне празднуют в Украине. Во времена полулегендарных Аскольда и Дира при Константинопольском патриархе Фотии. Крещению предшествовал военный поход киевского князя против Византии, и оно стало результатом нападения русов на Константинополь в 860 или в 866 году. Согласно летописи, киевские дружинники пришли в Византию в сопровождении флота из двухсот кораблей, убили множество христиан и осадили Константинополь. Император Михаил и патриарх Фотий вынесли из города ризу Богоматери и смочили в море ее полу, после чего буря разметала корабли "безбожных русов". Искупавшись в море, лидеры киевской дружины вступили в переговоры и пожелали войти в крестильную купель — что было достаточно обычным в те времена дипломатическим приемом. Патриарх Фотий, император Константин VII Багрянородный и ряд других авторов сообщают о том, что на Русь был послан епископ и в Киеве создана особая епархия. Иными словами, еще за сто лет до Владимира византийцы считали Русь крещеной страной. С этого времени в Киеве начинает действовать христианский храм, а христианство становится религией многих представителей киевской знати — таких, как княгиня Ольга, или князь Ярополк. Неудивительно, что отечественная церковная историография, вслед за греческой традицией, долгое время скромно называла описанное в "Повести временных лет" крещение "обращением князя Владимира", или "окончательным устройством Православной Церкви в России при святом Владимире и Ярославе". А сам князь Владимир обычно именовался вовсе не "крестителем", а "просветителем", как его называют даже в составленном в его память церковном акафисте.

Читайте также: Лукашенко отказался праздновать Крещение Руси с Путиным и Януковичем

Согласно же исландским сагам, Русь была крещена около 1000 года... викингом Торвальдом Кодранссоном по прозвищу Странник, который якобы получил от константинопольского Императора Василия II грамоту "полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики". Согласно тексту "Саги о крещении", в 986 году Торвальд, получив в Византии благословение на миссионерскую деятельность, поехал по реке Непру (Днепр) в Кенугард (Киев), а затем прибыл в Полоцк, который являлся тогда одним из центров Киевской Руси. Там он объявил о крещении земли русов и даже построил монастырь святого Иоанна Крестителя. Причем ему помогал сам король Олаф Трюггвасон по прозвищу Воронья Кость, первый святой Норвегии. Кстати, согласно скандинавским легендам, именно Олаф якобы обратил в христианство князя Владимира. Позже в Полоцке побывал скальд по имени Бранд, который утверждал, что Торвальд почитается на Руси как святой. Историки считают это "скандинавское крещение" этапом процесса крещения территорий Киевской Руси, хотя сам Торвальд, судя по всему, был убежден, что он занимается миссионерством в языческой стране, несмотря на то, что ее уже как минимум дважды крестили раньше.

Реклама

Многие же вообще считают крещение Руси длительным историческим процессом, который растянулся на несколько веков, полагая, что точная дата крещения была приписана летописцами задним числом, исходя из интересов церкви и киевской княжеской династии. Ведь крещение встречало ожесточенное сопротивление. 

Читайте также: В Киеве начинается празднование 1025-й годовщины Крещения Руси

Интересно, что в месяцеслове Русской Православной Церкви никогда не было праздника (воспоминания) в честь летописного события 988 года. Нет их там и поныне. Ватиканская хроника, которая также сообщает о крещении Руси в 988 году, на самом деле имеет своим источником ту самую "Повесть временных лет". Еще в 1971 году в официальных документах Русской Православной Церкви указывалось, что крещение произошло в 989 году — и только тридцать лет назад, в 1983 году, в церковном календаре Московской патриархии отметили, что 1988 год является годом тысячелетия крещения Руси. Согласно этой версии Украина и отмечает сегодня праздник одного из своих гипотетический крещений.

Реклама

Читайте также: "Свобода" готовит Кириллу и Путину "теплый" прием