У украинских вертолетчиков Клинтон спрашивал о Левински, а в Конго они спасали миротворца

17 сентября 2012, 13:34
Наши вертолетчики доставляют гуманитарную помощь по линии ООН и Международного Красного Креста и спасают пострадавших от стихийных бедствий

Реклама

НАЧАЛО: Наши асы доставляют гуманитарную помощь по всему миру и спасают людей

Продолжение

ГАИТИ: БИЛЛ СПРАШИВАЛ О МОНИКЕ

Реклама

Старший пилот-инструктор Сергей Карпов — один из самых авторитетных в авиакомпании летчиков. Еще бы — свыше 15 тысяч часов налета! Как говорит, большую часть жизни провел в воздухе. Отец летал на самолетах. Хотел, чтобы сын по его стопам пошел, а мама — чтобы ее примеру последовал, став медиком. А он выбрал вертолеты. После окончания в 1984-м Кременчугского авиаучилища попал на Север — в Тюмень. "Там такие просторы: тайга кругом, красотища — не описать!" — взахлеб вспоминает Сергей Александрович. И работы было много. По 800 часов в год налетывали. А потом он узнал об "Украинских вертолетах". И решил попробовать себя в новом коллективе, хотя после Севера с полетами распрощался — даже головной убор с козырьком сшил, чтобы в небо не смотреть, и пытался заняться бизнесом.

Но небо — словно наркотик. Кто летал — знает. Его взяли, не могли не взять — с таким-то колоссальным практическим опытом! Но подучиться все равно пришлось. Без 4-го уровня знаний английского нечего и думать о загранкомандировке. В качестве командира Ми-8 его направили в Африку.

"Сначала была Уганда, затем Мозамбик, — говорит он. — Гуманитарную помощь возили, продукты питания доставляли местным жителям. А сколько экзотических животных видели с высоты — слоны, бегемоты, жирафы, крокодилы!"

Реклама

Были потом и другие командировки. Одна из памятных — в 2009—2010 годах на Гаити, где произошло сильнейшее землетрясение, повлекшее многочисленные жертвы и разрушения. Именно там познакомился с экс-президентом США Биллом Клинтоном. "Он работал на Гаити как спецпредставитель генсека ООН и несколько раз летал на нашей "восьмерке", — делится пилот. — Очень приветливый. Охотно фотографировался с нами. Поговаривали, что он серьезно болен, чуть ли не рак. Но держался молодцом, духом не падал. Была у него шляпа. И сигара во рту. Курить не курил, но с сигарой не расставался. Видно, имидж поддерживал. Узнавал меня, обращался не иначе как "Мой украинский друг". Даже о Монике Левински спрашивал — мол, слышали ли у нас об этой истории...". Карпов привез домой автограф Клинтона на 100-долларовой купюре, которую подарил своей внучке.

КОНГО: СПАСЛИ РАНЕНОГО МИРОТВОРЦА

В рамках миссии ООН экипажи наших вертолетчиков уже почти три года работают в Демократической Республике Конго. Сейчас там четыре гражданских воздушных судна "УВ". Ситуация в стране остается нестабильной, взрывоопасной. В марте нынешнего года антиправительственные группировки обстреляли из крупнокалиберного пулемета боевой Ми-24 наших миротворцев из 18-го отдельного вертолетного отряда ВСУ, с которого разбрасывали листовки. Несмотря на повреждения, машину удалось посадить.

Огнестрельное ранение в ногу получил бортпереводчик Сергей Васьковский. И экипаж Геннадия Багрия из "Украинских вертолетов" фактически спас ему жизнь. Уже через 15 минут после того, как из миссии сообщили о ЧП, его "восьмерка" поднялась в воздух и взяла курс на аэропорт Гома. Полету мешали сильный ветер, проливной дождь. Счет шел на минуты, офицер потерял много крови, и медлить было нельзя... В итоге все завершилось благополучно, а Васьковского переправили в военный госпиталь в ЮАР.

РОССИЯ: ГАСИЛИ ОГОНЬ "БЭМБИКОМ"

Пару лет назад Калужскую область России накрыли лесные пожары. Они реально угрожали населенным пунктам. Калужане попросили помощи у нашего премьера (Николай Азаров родом из тех мест), и в зону стихийного бедствия был направлен экипаж Ми-8МТВ "Украинских вертолетов". Потом прислали второй, сменный — объемы работ зашкаливали, и экипажи чередовались.

Жители окрестных деревень встречали их, как героев. Некоторые видели вертолет лишь в кино, а тут "восьмерка" не просто зависала над самой землей, а сбрасывала тонны воды на очаги пожара. Французские, итальянские летчики за световой день совершали 4—5 сбросов, а наши — до 70—80, и каждый — по 3 тонны воды. При использовании водосливного устройства на внешней подвеске (в просторечии "бэмбик" — от английского bambi bucket) им пригодился опыт аналогичных работ в Португалии, Турции, где тушили пожары в горах. Тогдашний премьер Владимир Путин вручил командирам экипажей именные наручные часы с гравировкой.

ПОВСТАНЦЕВ ПУГАЛИ, НЕ СТРЕЛЯЯ

В ряде стран, таких, как Гаити, Судан, Демократическая Республика Конго, Кот-д’Ивуар, экипажам "УВ" доводилось эвакуировать пострадавших от этнических и военных конфликтов. Опасно ли это было?

"На Гаити мне работать не пришлось, а вот во время бомбежек в Сомали — было дело, и в других горячих точках тоже летал, — рассказывает Григорий Кривошия. — Дважды, в 2001-м и 2004-м, еще до перехода в "УВ", судьба забрасывала в Сьерра-Леоне (Западная Африка). По восемь месяцев — настоящее миротворчество. Там в это время были периоды высокой активности местных повстанцев, и каждый вылет становился испытанием. Были и так называемые полеты на примирение (или скорее на устрашение), когда вертолет обвешивался различным оружием, и это должно было утихомирить не в меру агрессивных "рэбелов", повстанцев... Нам даже  табельное оружие выдавали — автоматы Калашникова с укороченными прикладами. Применять, правда, не применяли, но при себе носили. А еще перевозили тяжело больных, в том числе инфекционных... Потом три дня вертолет стоял на дезинфекции — чтобы ни экипаж, ни другие пассажиры не подхватили какую-нибудь тропическую заразу. Так что опре­деленный риск, конечно, присутствует...

Но не только воинствующие племена на земле представляют угрозу для экипажей. Неожиданности подстерегают их и в воздухе.

— Очень опасны для вертолетов птицы, — продолжает Григорий Митрофанович. — Например, горные орлы, с огромным, до трех метров, размахом крыльев пытаются атаковать, и не остается ничего другого, как отворачивать, уходить от столкновения с этими хищниками. Так было в Пакистане. В Африке пернатые тоже досаждают, марабу — одна из непонятливых, глупых птиц, из-за которых приходится маневрировать. И маленькие пичужки, стаями и в одиночку кружащиеся вокруг, норовят угодить в двигатель. Так что пилоты, как говорится, вынуждены постоянно вертеть головой (это предусмотрено и технологией работы  экипажа), чтобы избежать столкновения...

Применять же для отпугивания птиц пиротехнические средства нельзя. Любой хлопок из вертолета с ооновской раскраской может быть ошибочно воспринят как выстрел из боевого оружия или пуск ракеты, снаряда, что недопустимо.