Украинские власти: коррупции дали бой

5 декабря 2012, 20:14
Госслужащие говорят, что их изначально ставят в такие рамки, которые подталкивают их к коррупции, а обычные украинцы добавляют, что на бытовом уровне взяточничество процветает

Чиновники говорят, что закон о коррупции не помешал некоторым брать взятки. Фото с сайта dumskaya.net

С коррупцией не сталкиваются, пожалуй, только жители Дании, Финляндии и Новой Зеландии. Они наверняка даже не знают, что это такое, ведь их страны исправно занимают первые места в мировом рейтингеантикоррупционных стран, который составляет международная организация Transparency International. Украина в этом году немного улучшила свой результат, заняв 144-е место (см. ниже графику). Хотя наша страна все еще в списке самых коррумпированных — между Конго и Папуа-Новая Гвинея.

В комитете по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Верховной Рады действительно отмечают, что уровень коррупции немного снизился в стране за год. "Во многом благодаря антикоррупционному закону, который заработал в прошлом году (он ввел более жесткие меры наказания — к примеру, тюремный срок можно получить за взятку от 85 грн. — Авт.), — говорит "Сегодня" член комитета регионал Ян Табачник. — Надеемся, что и в следующем году мы поднимемся в рейтинге еще немного выше. Ведь у нас недавно вступил также в силу новый УПК. Однако мы не сможем в один миг побороть коррупцию, это долгий процесс, который проходили все страны, лидирующие сейчас в рейтинге". Коллега Табачника по комитету бютовец Александр Рябека считает, что законы, наказывающие за коррупцию, у нас практически не работают: "У украинцев нет воли бороться со взятками. Не хотят этого ни госслужащие, которые требуют вознаграждения за свои "услуги", ни простые люди, которые рады дать в конверте деньги, чтобы решить свои проблемы быстрее".

Реклама

ДАЮТ-БЕРУТ. Обычные украинцы жалуются, что на бытовом уровне взяточничество процветает. "Вот недавно только пришлось дать "на лапу" директору кладбища за то, чтобы подхоронить папу к дедушке с бабушкой, — сетует киевлянка Ирина. — Он и без денег обязан был дать разрешение, но захотел три тысячи грн. Пришлось подарить деньги, ведь с разрешением он бы мог начать тянуть". Еще часто жалуются на взяточничество в роддомах. "Перед тем как должен был родиться наш сын, заплатил врачу $500. Иначе медики палец о палец не ударили бы, — говорит киевлянин Дмитрий. — Это уже устоявшееся мнение, что надо платить врачам в роддоме, и медики не стесняются называть таксу".

А вот госслужащие говорят, что их изначально ставят в такие рамки, которые подталкивают их к коррупции. "Нам ставят каждый год план, сколько мы должны принести денег в бюджет. И эти планы каждый год повышаются, — говорит налоговый инспектор из Запорожья Светлана. — Поэтому приходится иногда во время проверок, если не нашел нарушений, составлять акт о нарушении с минимальным штрафом. За это предпринимателя какое-то время не теребим проверками". По ее словам, если не выполняют план, то не видать налоговикам премий, а начальника вообще могут уволить. Но официально в пресс-службе госналоговой категорически отрицают наличие каких-либо планов.

Чиновники говорят, что закон о коррупции не помешал брать взятки тем, кто и раньше этим грешил. "Зато закон смог навредить даже тем, кто не помышлял о взятках, — говорит нам заммэра одного из облцентров. — Так, мой знакомый, будучи начальником управления в мэрии, работал там вместе со своей женой. После того как приняли закон, ей пришлось сменить работу".

Реклама

РЕЙТИНГ ОТ ИСТОЧНИКОВ. Чтобы подсчитать, насколько коррумпированная страна, независимая международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International при составлении рейтинга провела несколько независимых опросов. Эксперты опирались на данные различных организаций, которые по роду деятельности могут сталкиваться с коррупцией — финучреждения, юридические конторы, интересовались мнением у международных финансовых организаций и правозащитников. Однако эксперты в самой организации признают, что при составлении рейтинга все же присущи некоторые огрехи. Например, отмечают, что недостаточно источников, на чьих данных формируют исследование. В итоге его результаты могут оказаться не вполне адекватными, поэтому в организации говорят, что каждый год совершенствуют методологию.