Умирать всегда страшно: ТОП цитат военного журналиста Бабченко о Путине, Донбассе и войне

30 мая 2018, 05:24
Аркадия Бабченко считают одним из основоположников современной военной прозы

Фото: Иван Трефилов

29 мая вечером в Днепровском районе Киева на улице Никольско-Слободская неизвестные застрелили российского журналиста и писателя Аркадия Бабченко. Напомним, журналист умер по дороге в больницу в машине "скорой помощи".

Аркадия Бабченко считают одним из основоположников современной военной прозы. Его рассказы правдивы и честны – он сам был солдатом во время двух чеченских кампаний. Сотрудничал с множеством газет, журналов и телеканалов. Лауреат большого количества журналистских и литературных премий.

Реклама

Сайт "Сегодня" приводит ТОП цитат известного журналиста и писателя.

О ВОЙНЕ

"Первая чеченская для меня — это абсолютная безнадега, абсолютная тоска, абсолютная чернуха. Она даже память извратила — я был на этой войне летом, когда в Чечне буйство красок, но помню её только черно-белой. Как на кадрах хроники. Цвета в памяти не остались. Вообще. Только черное ожидание смерти". (Фейсбук)

Реклама

"Мы воевали не с чеченцами или афганцами. Мы воевали со всем укладом этой жизни. Мы дрались против кривды за добро и справедливость. Каждый выпущенный в нас снаряд был выпущен в молодость этого мира, в веру в добродетель, в любовь и надежду. Желание изменить эту жизнь. Каждый снаряд попадал прямо в наши сердца. Он разрывал не только тела, но и души, и под этим огнем наше мировоззрение рассыпалось в прах, и уже нечем было заполнить образовавшуюся внутри пустоту. У нас не осталось ничего, кроме самих себя. Все, что у нас есть, – только наши товарищи. Все, что мы знаем о жизни, – это смерть. Все во что мы верим, – "нет выше той любви, чем положить живот свой за други своя". Все, что мы любим, – только наше прошлое, призрачный мираж в будущем мире. Мы проиграли эту свою войну и сейчас зализываем в лазаретах раны. Но мы остались живы. А это значит, что операция "жизнь" продолжается. Новая колонна уже ждет у ворот КПП. Все ли готовы к этому?" (Алхан-Юрт)

"Что говорили – делал, куда приказывали – шел, что вешали – нес, на что сажали – ехал, во что показывали – стрелял. Хотя толку от этого не было никакого". Три повести о войне и армии. Правдивые и беспощадные". (Алхан-Юрт. Аргун. Моздок-7)

"Мы проиграли эту свою войну и сейчас зализываем в лазаретах раны. Но мы остались живы. А это значит, что операция "Жизнь" продолжается". Пронзительные и честные очерки о войне и людях в погонах". (Операция "Жизнь" продолжается)

Реклама

"А знаете, что реально вызывает недоумение и вот прям раздражает до чесотки? Жители воюющей страны, обличающие израильскую военщину за события в Газе. Вот, казалось бы, у тебя пятый год под боком ровно такой же Хамас с ровно таким же скрепным духовным миром, вроде, все уже должно быть понятно. Неа. Ни хрена". (Фейсбук)

Фото: facebook.com/babchenkoa

"Есть такие люди. Как медведи, нюхнув разок человечины, будут убивать до конца. С виду вроде нормальный, а как до дела доходит, про всё забывает, лишь бы ещё раз окунуться в бойню. Не ест, не спит, никого не ждёт, не видит ничего. Только войну. Солдаты из них отличные, а вот командиры – говно. И сам в пекло полезет, и нас за собой потащит, не соразмеряя свой опыт с чужим. Опасные люди. Выживают, а солдат своих кладут. А про них потом в газетах пишут – герой, один из полка остался…" (Алхан-Юрт. Аргун. Моздок-7)

"С войны не возвращается никто. Никогда. Обратно матери получают лишь жалкое подобие своих сыновей — злобных, агрессивных зверьков, ожесточенных на весь мир и не верящих ни во что, кроме смерти. Вчерашние солдаты больше не принадлежат родителям. Они принадлежат войне, с которой возвратилось лишь тело. Душа осталась там. Но тело все же вернулось. И война отмирает в нем постепенно, пластами — чешуйка за чешуйкой." (Операция "Жизнь" продолжается…)

ОБ УКРАИНЕ И ВОЙНЕ НА ДОНБАССЕ

"Предпосылки к гражданской войне на Донбассе, конечно, были. Но я уверен, что если бы не Россия, не "стрелковские" отряды, то ничего бы там не случилось. На мой взгляд, это первая война в истории, которую развязали исключительно благодаря средствам пропаганды. В общем-то на ровном месте" (Фейсбук)

"Я как гражданин государства-агрессора совершенно не готов обсуждать украинскую власть, это суверенное государство, и то, что происходит в украинской власти, — это дела и проблемы украинцев. Проблема россиян в том, чтобы наши танки убрались отсюда, чтобы больше сюда не лезли и не убивали людей. Говорить что-то о Порошенко я не считаю возможным". (Фейсбук)

"Украинская армия находится на своей земле, Донбасс — территория Украины и танки армии государства Украины имеют полное право находиться на территории Украины. По минским договоренностям тяжелое вооружение должно быть отведено, вроде бы, на 5 км, но понятно, что все минские договоренности сейчас нарушены и технику подтягивают уже напрямую к линии фронта.
ОБСЕ — в него кто только ни плюнул, все украинские СМИ уверены, что ОБСЕ находятся на зарплате у Путина и совершенно не замечает обстрелов со стороны ЛНР и ДНР, читаешь новости Новороссии — там уверены, что ОБСЕ на зарплате у Порошенко и совершено не замечают обстрелы со стороны Украины, на это можно просто не обращать внимания, уверен, что все это в докладах ОБСЕ в итоге появится".  (Фейсбук)

"Украина вошла в Донбасс фактически в том же состоянии, что и Россия в Чечню в 94-м. Разрушенная экономика, небоеспособная армия. Но все же в Украине большую надежду дает то, что поднялось общество. Становление государства идет нормальным, естественным путем: не сверху, а снизу. Сейчас общество строит государство. И это дает большую надежду, что Украина не станет авторитарной, но тем не менее за этим нужно следить. И каждый раз бить по рукам при любой попытке взращивать ненависть".  (Фейсбук)

"Не надо относиться к Украине как к зоопарку, в котором живут дикие медведи. То, что у нас с вами российский говор, здесь вычисляется с первого же слова, и все отлично понимают, что мы россияне, нас никто не трогает, никто не режет. Если вы ведете себя как человек, к вам будут относиться как к человеку. Если вы сюда приехали, значит, вы, скорее всего, не враг. Но если вы сейчас наденете георгиевскую ленточку и пойдете в сторону метро, то вы не пройдете и ста шагов, получите сразу по башке". (Фейсбук)

Фото: facebook.com/babchenkoa

"Сейчас направленность Украины только на Европу, не хотят иметь с Россией вообще ничего общего. Вот ров с крокодилами, а дальше живите, как хотите. Разбираться, кто виноват — Путин, интеллигенция, 86%, бурятские танкисты — это уже никого не волнует. В Киеве есть стена на Михайловском соборе, где 2700 портретов погибших. Туда приходишь и видишь, как у людей каменеют лица. И уже никому ты тут ничего не объяснишь, хотя вслух об этом орать никто не будет". (Фейсбук)

"Со мной произошло то же самое, что и с Украиной: я жил, никого не трогал и просто хотел, чтобы у нас было правовое государство, где уважаются закон, права человека, где людей не убивают, а в оппозиционеров не стреляют на мосту, а за посты на Facebook не сажают на четыре года. Не я пришел к государству Россия, государство Россия пришло ко мне, поубивало и посажало моих друзей, а меня выдавило из страны. И вы сейчас задаете мне вопрос: хорошо ли мне критиковать отсюда Россию? Да офигенно, потому что это государство я сейчас просто ненавижу, оно сломало жизнь мне, соседней стране, в которой более двух миллионов беженцев". (Фейсбук)

"Нет. Я не могу сказать, что моя жизнь стала лучше после эмиграции. Но я могу сказать совершенно точно, что после эмиграции моя жизнь однозначно стала безопаснее". (Фейсбук)

"Если бы меня спрашивали, я бы дал возможность сделать русский язык вторым государственным в Украине. Не вижу в этом проблем. Люди и так говорят на русском. Зачем опять нагнетать обстановку? Зачем поднимать этот вопрос? Зачем насаждать ту ситуацию, которой люди не хотят? Вы все равно не заставите их выучить украинский язык". (Фейсбук)

"Любая война выходит за свои границы. И эта война обязательно выйдет за рамки Донбасса, в сторону России. Этот процесс уже начался. Я думаю, что в среднесрочной перспективе вся Россия превратится в ДНР". (Фейсбук)

О РОССИИ И ПУТИНЕ

"Я понятия не имею, что у Путина в голове. Раньше он был очень предсказуем. Карьеру Ванги в России можно было построить на раз-два. Смотришь все варианты, выбираешь самый плохой и говоришь, что так и будет. А теперь абсолютно непонятно, в каком мире он существует. Я не представляю его следующий шаг". (Фейсбук)

"Попытка строить из себя СМИ там, где СМИ не может быть в принципе, сегодня выглядит просто невероятно смешно. "Срочная новость! Путин официально стал Президентом!"...Мне кажется, самым популярным СМИ в нынешней России может стать по-настоящему честное СМИ, которое напишет одну единственную фразу: "В Мордоре сегодня ничерта не изменилось". (Фейсбук)

"Трамп и Путин – это два импульсивных лидера во главе хорошо вооруженных стран, один из которых самоуверенный эмоциональный дурак, а второй одержим сверхидеей и манией величия. Такое сочетание открывает двери для множества вариантов. Тем более, что Трампа уже сейчас так взяли за горло, что он готов будет подписать что угодно, хоть приказ о ядерном ударе, лишь бы от него отстали и не доводили дело до импичмента. Путин отступать тоже не любит. Пока еще он ни разу не отказывался от своих целей и почти всегда – за исключением Новороссии – добивался всего, что хотел. Два барана вышли на финишную прямую. Ну, предупреждали же". (Фейсбук)

Фото: facebook.com/babchenkoa

"Борису Березовскому приписывают фразу "Дайте мне телевидение, и я через полгода сделаю президентом табуретку". Я согласен с этой формулировкой. Телевидение, точнее, зомбоящик – оказался мощнейшим инструментом. Такого не было никогда в истории человечества. Такого инструмента не было даже у Геббельса. То, что зомбоящик творит с людьми, со страной – мы можем сейчас наблюдать в прямом эфире. И это и вправду страшно. Такие безумные деньги туда вливаются и вправду не зря. И свои деньги работники средств массового зомбирования, безусловно, отрабатывают. Но проблема в том, что это зомбирование легло на подготовленную почву. Страна ждала зомбирования. Страна хотела быть зазомбирована. Страна хотела Путина, хотела заболеть Путиным". (Фейсбук)

"К сожалению, именно поэтому я не верю в изнасилованную Путиным Россию. Мне не нравится этот мультик на ю-тубе. Россия не белая-пушистая несчастная, как там показана. Это соитие произошло по обоюдному согласию. Надо признать, что в нашем случае они и вправду оба друг друга достойны – власть и народ. Именно поэтому я не верю, что с уходом Путина Россия сразу вернется в правовое демократическое состояние. Нет. Если с уходом Путина провести действительно честные свободные выборы – на них победит какой-нибудь очередной "жириновский". (Фейсбук)

"Как мы видим, на данный момент данной стране можно внушить любую конструкцию — про то, что мы всех победили в Сирии, и про то, что нас в Сирии нет. Про то, что бандеровцы распяли мальчика, и про то, что надо выполнять Минские договоренности. Про то, что был независимый референдум, и про то, что "мы никогда и не скрывали". Про то, что Трамп не ЧМО, и про то, что Трамп – уже почти ЧМО. Про то, что мы сбили транспортный самолет, и про то, что мы ничего не сбивали. О том, что это был украинский "Су". О том, что это была ракета. О том, что мы никогда и не отрицали, что это "Бук", но это — украинский "Бук". И так далее". (Фейсбук)

"Российское общество, безусловно, больное. Мракобесием, ксенофобией, ненавистью, неприятием инакомыслия. Все это лечится. Проще всего – войной и горами трупов. Быстрее всего общество прозревает именно от этого. Но я все-таки надеюсь, что, быть может, это все перегорит само собой, и мозги у людей станут на место и без таких катастрофических катаклизмов". (Фейсбук)

"Все, что должна сделать Россия, — это деоккупировать Крым, убраться оттуда со своими войсками, и что будет дальше с Крымом — это не наше с вами собачье дело, потому что Украина — это отдельное независимое государство". (Фейсбук)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Аннексию Крыма действительно поддержало большинство. Но война – это совсем другое дело. Ее в России поддерживает меньшинство даже по социологическим опросам. Потому что Афганистан, Чечня, Приднестровье, Грузия – общество еще помнит эти гробы и в целом воевать оно не хочет. Но есть небольшая прослойка каких-то абсолютно поехавших головой личностей – ее сейчас подняло наверх само государство. Им отдается управление страной, и они способны на многое". (Фейсбук)

"Россия не Украина. Власть безумно боится Майданов. И я уверен, что будет отдан приказ стрелять на поражение. 93-й год уже все показал: танки стреляли в собственный парламент. И это было при Ельцине, который считается самым демократичным правителем за последние 100 лет. И то, что при Путине любая попытка Майдана будет залита кровью, у меня не вызывает сомнений". (Фейсбук)

Фото: facebook.com/babchenkoa

О ПРЕДЧУВСТВИИ СМЕРТИ

"Умирать всегда страшно. И двадцать лет назад, и сейчас, и, подозреваю, даже через сто. Только страшно по-разному. <...> Сейчас страх уже другой. Не такой острый. Как-то устаканился, что ли... Сейчас, по крайней мере, я уже продлил свой род. Эта ниточка жизни не будет разорвана. Ведь что такое бессмертие, как не наши дети, верно? Мы продолжаемся в них. Так что, по крайней мере, за это я спокоен.
Но страшно, что не увидишь, как растет твой ребенок. Никогда больше не сможешь обнять. И дочка никогда не сможет обнять тебя. Вот это уже жалко. Но тут уж ничего не поделаешь. Издержки профессии. Надо это осознавать. Надо понимать, что работа у тебя такая – если потребуется, умереть вместе с этими людьми.
Умирать, конечно же, страшно. Всегда. Если кто-то говорит обратное – не верьте. И, как по мне, чем дальше, тем страшнее. Потому что постоянно везти не может. Лимит везения ограничен. Ну, раз повезло. Ну, два. Ну, пять. Но когда-то же должно все-таки прилететь...<...> 
В свое время я был хорошим солдатом. Я дошел до этой стадии. А сейчас я плохой солдат. Я жить хочу больше, чем умереть". (Фейсбук)

"Так что, по сути, изменилась только геолокация. И еще ушла паранойя. Чувство постоянного напряжения, постоянного ожидания опасности. Ареста, арматурки, полоумных патриотов, провокаций, уколов шприцем, отравления "неизвестным веществом", теней в подъезде, сработавшего ночью лифта, послов за извинениями от регионального хана, автозака во дворе и пр.
Мне теперь совершенно все равно, что про меня говорит Соловьев, какие пассы руками делает Киселев, какую очередную подставу состряпает "Лайф" совместно со службой судебных приставов, какую пену на губах пустит Милонов и какие машины стоят у меня во дворе. Это раньше я вынужден был отслеживать всю эту шушеру, пытаясь по словам и интонациям вычислить вектор развития ситуации и предпринять какие-то меры исходя из изменившейся обстановки. А теперь — просто плевать. Вся эта идиотия отсюда, снаружи, кажется тем, чем она и является на самом деле. Идиотией.
Я знаю самое главное. Государственный репрессивный аппарат всей своей мощью в этой стране задействован против меня не будет. Мне этого достаточно. Собственно, это самое первое чувство, которое приходит при пересечении пограничного контроля. Чувство безопасности. Я больше не оцениваю людей на предмет их потенциальной угрозы. Я им теперь просто улыбаюсь". (Фейсбук).

"Когда мне в третий раз стало известно, что теперь, вот в этот самый момент, принимается решение, что делать уже со мной — заводить дело и окончательно брать или махнуть рукой на малахольного журналиста и пусть пишет свои постики в Фейсбуке — я, как культурный человек, не стал подвергать людей мукам выбора и решил превентивно покинуть пределы богоспасемого Отечества. "Если кто-то обещает вас убить – поверьте им". Я теперь верю". (Фейсбук).

Напомним, Антон Геращенко рассказал подробности убийства Бабченко. По его словам, убийца поджидал журналиста на лестничной клетке в подъезде. 

Читайте все подробности о смерти журналиста.