В "Борисполе" птиц отпугивают от взлетной полосы двумя машинами, а туалеты чистит супер-техника

29 августа 2012, 12:00
Эксклюзивно в "Сегодня": что происходит в аэропорту "Борисполь" за дверями, предназначенными только для персонала.

Супертехника. Такими мощными агрегатами «Борисполь» оснащен не хуже любого европейского аэропорта / Фото: Александр Яремчук

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

Мы отправились на госпредприятие "Международный аэропорт "Борисполь", чтобы рассказать и показать рядовому пассажиру то, чего он не только не видит или не замечает, но, возможно, не знает вообще.

НАЧАЛО: В "Борисполе" камеры видят цвет глаз каждого пассажира и незаметно проверяют всех на радиацию

В "Борисполе" не будят спящих в зале ожидания, а на авиакухне делают 15 тысяч обедов в сутки

Реклама

Продолжение

ПТИЦЫ И ЗВЕРИ. В НЕБЕ И НА ЗЕМЛЕ

Чтобы лайнеры при взлете или заходе на посадку случайно не столкнулись с птицами, в "Борисполе" существует орнитологическая служба. О ее работе в аэропорту рассказывают почему-то не очень охотно. Ястребов, натасканных на отпугивание мелких пернатых, говорят, нет вовсе (в московском "Домодедово" их 14, а у нас и не собираются закупать, считая, что такие хищники сами создают угрозу самолетам). Основные средства борьбы — биоакустические, пиротехнические, механические устройства. У орнитологов два автомобиля, которые регулярно фиксируют ворон, сорок, голубей, воробьев, отпугивая и разгоняя их с помощью шумосветотехнических сигналов, в том числе имитирующих крики-предупреждения об опасности.

Реклама

Мы хотели посмотреть, как это происходит на практике (аккурат заходил на посадку "литерный" борт, и спецы уже заняли свои позиции), но наши сопровождающие запротестовали. Мол, "литерный" — это стремно, да и главный орнитолог в отпуске, а без него — никак...

Между тем недалеко от полосы беззаботно резвились ласточки, а над терминалом D, почти навстречу Ил-62М авиакомпании "Украина", только ниже, парила стая аистов. Орнитологи потом усомнились, заявив, что в августе эти птицы якобы... не летают.

Командир Боинга одной из наших компаний поделился с "Сегодня" наблюдением: если самолет долго не летает (допустим, встал на техобслуживание), юркие синицы успевают свить в хвостовой части, у элеронов, гнездо. "У нас такое было, — говорит летчик. — Подошел к хвосту, гляжу, а оттуда, сверху, уже какие-то веточки, пух торчат. Быстро пташки смекнули, где гнездышко себе обустроить".

Не в пример Парижу, Берлину, другим европейским столицам, на травяных участках аэропортов которых вольготно пасутся полчища диких кроликов, в "Борисполе" живности значительно меньше. Впрочем, знакомый пилот как-то поведал, что при свете фар в вечернее и ночное время не раз видел на посадке лисиц, зайцев. Презрев шумы двигателей, те перебегали полосу и прятались в травяном покрове. В наземных службах такое отрицают: "Вы еще скажите, что там лоси гуляют...".

А вообще животных в аэропорту любят. Рядом с КПП-1 нам повстречались сразу два черных кота. Вопреки суевериям и приметам, никто их не обижал, не прогонял — наоборот, прикармливали.

АЭРОДРОМ. НИ СНЕГ, НИ ГОЛОЛЕД

За техническим состоянием аэродрома, как говорится, глаз да глаз нужен. Это сфера ответственности дирекции аэродромно-технического обеспечения.

— Независимо от весенне-летней или осенне-зимней навигации мы должны постоянно следить за состоянием покрытия взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов, грунтовых участков территории, измерять коэффициент сцепления, обеспечивая безопасность полетов воздушных судов, а значит, и пассажиров, — делится начальник отдела Андрей Сергиенко. — Зимой с помощью надежной и высокоэффективной плужно-щеточной техники очищаем закрепленные за подразделением площадки от снега и гололеда, летом, переоборудовав агрегаты в вакуумные установки-пылесосы, убираем вплоть до соринки. Маркируем разметку. Каждые 2—3 часа на автомобилях патрулируем территорию с целью выявления посторонних предметов...

По метеоусловиям "Борисполь" не закрывался даже под новый, 2010 год, когда всю Европу засыпал небывалый снегопад. Подчиненные Сергиенко говорят, что американские аэропорты тоже оказываются в похожей ситуации, но их пассажиры относятся к капризам матушки-природы терпимее, не возмущаются, не ропщут.

— А еще был интересный случай, — вспоминает Андрей Александрович другой, не известный обычным пассажирам эпизод. — В ноябре 2009-го вдруг пошел сильный дождь, а потом резко упала температура. Образовался страшный гололед. Утром командир экипажа "Люфтганзы" вышел из отеля, поскользнулся и упал. "Все понятно, — сказал, отряхиваясь. — Сегодня никуда не летим". За ним из "Борисполя" прислали машину, привезли в аэропорт, где плужно-щеточные машины трудились без устали всю ночь, предложили проехать на ВПП и на стоянку. Педантичный немец съездил, удивившись, что там не осталось и намека на гололед, после чего твердо заявил: "Лечу!". И самолет отправился по расписанию...

АСЫ ТУАЛЕТ-СЕРВИСА. ЗА РУЛЕМ "ВОЛЬВО"

Рассказ о малоизвестном широкому кругу людей "Борисполе" был бы не полным без упоминания о еще одном важном для жизнедеятельности предприятия подразделении — службе спецавтотранспорта. Но сначала — анекдот в тему.

...В кафе для экипажей летчики стали замечать мужика, который через стекло часами наблюдал, как взлетают-садятся самолеты. Все бы ничего, но шел от посетителя странный запашок. Какой-то пилот и спрашивает: "Слышь, дядя, а ты кто будешь?" Мужик отвечает: "Да я тут на аэродроме ассенизатором работаю". Летчик ему и говорит: "Бросил бы ты свою работенку, нашел бы чего почище". Тот обиженно: "Предать мечту, изменить профессии? Никогда!".

В службе спецтранспорта юмор оценили, но заявили, что анекдот для "Борисполя" нынешнего не актуален. Допотопных советских ас-машин у них давно нет — на смену им пришли козырные "Вольво" и "Мерседесы", которые почтительно переименовали в туалет-сервисы). Внешне эти автомобили ничем не отличаются от "водянок" — заправщиков питьевой воды, которую подают на борт самолетов. Работа этих водителей уже престижна — туда еще попасть нужно. Под большим секретом нам рассказали, что лучшие труженики WC-service зарабатывают побольше, чем платят на предприятиях Бориспольского района — до 4 тысяч гривен (2 тыс. оклад, остальное — от выработки).

Другая супертехника тоже импортная, современная, дорогостоящая. Например, мощные 50—60-тонные тягачи производства Франции и Германии. Есть и безводильные, то есть без специальной штанги-водила. Таких супертягачей два — для бизнес-авиации и обычных, рейсовых самолетов. Подъезжает такая машина к лайнеру, захватывает переднюю стойку, обжимает ее и тащит на рулежку, словно тележку.

Похвастались в службе спецтранспорта и "элефантами" — датскими машинами для обработки самолетов противообледенительной жидкостью (применяются в зимнее время), и амбулифтами — мобильными подъемниками, предназначенными для обслуживания пассажиров-инвалидов и людей с физическими недостатками. По амбулифтам проводился тендер. Народный депутат Валерий Сушкевич регулярно справлялся, как решаются вопросы с закупкой одной из таких машин, ведь сам пользуется ими при перелетах.

Ни одно спецавто не выедет на территорию аэродрома без определенного запаса топлива — чтобы ненароком не заглохнуть где-нибудь на полосе или перроне, создав помеху взлетающему или приземляющемуся лайнеру. В каждой машине обязательны буксировочный трос, противооткатные колодки. И мигалки, указывающие на источник повышенной опасности.

Скорость движения на аэродроме не выше 30 км в час. Лихачей, каскадеров среди водителей нет. Очень просили нас отметить ремонтников, которые содержат технику в исправном состоянии. И женщин-уборщиц, которые отвечают за чистоту и порядок в самолетах. Казалось бы, неприметен, неказист их труд, а ни одной конфетной обертки, ни одной бумажки не должно остаться на борту после рейса. И если в салоне прибрано, а лайнер сияет, как игрушка, значит, "бойцы невидимого фронта", которых мы, пассажиры, никогда не замечаем, сработали на совесть.

Тесные рамки материала не позволили рассказать о других важных, но неприметных службах "Борисполя" — светорадиотехнической, метеорологической, внутренней безопасности, а также хендлинговых предприятиях, с которыми сотрудничает аэропорт. "Сегодня" обязательно еще приедет в воздушную гавань №1, чтобы рассказать и о них. Тем паче, как заверил нас молодой амбициозный гендиректор Антон Волов, предприятие ждут новые серьезные реформы, качественные изменения от которых тоже почувствует пассажир.