Выжившие в Турции украинские моряки: "Держались за бревно и видели, как друзей уносит в море"

15 января 2013, 08:05
Пострадавшие больше не хотят идти в море и до сих пор ждут компенсации

Реклама

Прошло больше месяца с момента трагедии в Черном море, когда во время шторма у берегов Турции на дно ушел сухогруз "Волго-Балт 199", унеся с собой жизни восьмерых украинских моряков. Троих наших соотечественников — 27-летнего электромеханика из Измаила Игоря Каражова, его земляка, 32-летнего матроса Александра Ермишина и 24-летнего кока из Херсона Александра Колотуна, а также россиянина Мурата Кульбаракова туркам удалось достать из ледяной воды ценой жизней спасателей.

"Сегодня" связалась с теми, кому посчастливилось пережить трагедию. Как оказалось, вместо того, чтобы восстанавливать душевное равновесие и пошатнувшееся здоровье, моряки вынуждены оббивать пороги различных кабинетов, чтобы восстановить утонувшие документы, без которых не могут устроиться на работу и получить мизерные выплаты. Но о проблемах моряки не особо откровенничают, дескать, это может обернуться проблемами с дальнейшим трудоустройством.

Читайте также: Крушение сухогруза в Черном море: волны раскололи судно с украинцами надвое

Реклама

КРУШЕНИЕ. Для измаильчанина Александра Ермишина роковой рейс на "Волго-Балте" был первым в жизни и, возможно, последним. Если еще два месяца назад матрос подумывал выучиться на офицера, то после катастрофы передумал связывать свою жизнь с морем. Утро 4 декабря навсегда останется в памяти страшнейшим в его жизни. К 10 часам утра, когда шторм достиг апогея, шестеро моряков находились в курилке. "Оттуда на верхнюю палубу по лестнице — 10 секунд ходу. Мы услышали сильный хруст металла, поняли, что что-то случилось, побежали наверх и увидели, как нос поднялся, а корма сильно просела. При этом винты продолжали толкать ее вперед, и мы испугались, что в какой-то момент нос на нас упадет. Затем судно разломалось, нос ушел под воду, корпус подняло вертикально и потянуло за ним", — вспоминает Александр.

Читайте также: Одесская семья капитана затонувшего у берегов Турции корабля: "Обещал – еще разок в рейс и все"

Пароход затонул буквально за минуту. Капитан и два его помощника даже не успели подняться с мостика, двое механиков отдыхали после вахты, а моторист остался в машинном отделении. Остальные ребята не успели даже облачиться в гидрокостюмы и снять плот, а в чем были, кинулись за борт и стали грести как можно дальше от судна. "Мы с электромехаником схватились за четырехметровый деревянный брус, а потом к нам подплыл стармех Кульбараков — без верхней одежды. Его засосало в воронку, а вынырнул оттуда он уже без штанов, куртки и ботинок — жизнь ему спас гидрокостюм, который он держал в руках, не успев надеть, и вытянул его на поверхность. Так мы втроем три часа и плавали на бревне, то поднимаясь на верхушку гребня волны, то проваливаясь на самое дно", — рассказывает матрос. Через полчаса от ледяной воды (около 10 градусов) у ребят появились судороги, тела онемели, а Игоря Каражова от холода начало клонить в сон. Вертолет впервые они заметили через полтора часа, но он еще раз пять пролетал мимо, не замечая людей за бурунами, пока не прислали катер.

Реклама

СЧАСТЛИВЧИК. Не иначе как чудом свое спасение называет кок Александр Колотун. На "Волго-Балте" херсонец ходил в моря уже второй год и, когда сухогруз стал тонуть, быстро сориентировался и начал натягивать спасательный костюм, но прыгнуть за борт не успел. Пароход встал на дыбы, и парень кубарем полетел вниз примерно с 50-метровой высоты, по счастливой случайности не разбившись и ничего не зацепив. Сперва Саша ухватился за бревно, а вскоре ветер пригнал к нему вынырнувший из пучины плот, на котором Александр провел около семи часов, пока его не выловили спасатели. Страшно сказать, но кока, как и некоторых других ребят, по досадной ошибке заживо "похоронили" — родные почти сутки думали, что он погиб, и у отца моряка от горя случился инфаркт. Интересно, что накануне злополучного рейса капитан Василий Царюков предрек повару большое морское будущее, но парень теперь серьезно за него опасается. Улыбчивый и жизнерадостный, он больше молчит, разговаривает о происшествии неохотно. Помявшись немного, Александр сказал, что деньги ему выплатили и попросил подробности не выспрашивать: "Здоровье — никак, спина отказывает. Но никому до этого дела нет, нас обследовали и сказали: у вас все нормально, живите, как хотите. После участия в телевизионном ток-шоу мне перестали платить. Поймите, если я сейчас скажу вам слишком много, то могу поставить крест на своей работе!" А вот его коллеги, решившие покончить с плаванием, были более откровенны. "Никому из нас полностью не выплатили компенсацию. За личные вещи и прочее пообещали $5 тыс., но дали только половину. Остальное ждем до сих пор. А зарплату мне не отдали, потому что проработал я всего несколько дней. В рейс больше идти не хочу", — говорит Александр Ермишин. Что делать дальше, он не знает — до сих пор восстанавливает документы, но пока не получил даже гражданский паспорт, а на работу без них не возьмут. А Игорь Каражов намерен теперь искать работу электрика на берегу — нужно как-то кормить семью. Измаильчане Каражов и Ермишин подружились, по скайпу общаются со спасшимся россиянином.

ЗДОРОВЬЕ. После трагедии моряки до сих пор не оправились: у Колотуна из-за удара о воду начались проблемы со спиной, у Ермишина и Каражова переохлаждение до сих пор аукается сильными головными болями и слабостью. Но самое ужасное для моряков — то, что их сослуживцы навсегда остались там. "Держась за бревно, мы видели, как трое, в том числе мой лучший друг Игорь Душаков, плавали метрах в 20-ти. А потом их куда-то унесло", — говорит Каражов. Их так и не нашли. "Хороший знакомый, моторист, Паша Песку не смог выбраться из машинного отделения. Хуже всего, когда шторм и погибшие друзья снятся ночью. Просыпаешься в холодном поту, сердце выскакивает из груди и заснуть больше уже не можешь", — вздыхает Ермишин.