Ахматова, Толстой и Сартр: что искали и находили в Киеве знаменитые поэты и писатели

16 октября 2017, 06:13
Бальзак приехал за любовью, Рильке восторгался красотой Лавры, а Стейнбек — украинской старкой

Недавно я наткнулась на неожиданные строки одного из моих любимых писателей Джона Стейнбека, в которых он описывал свой визит в... Киев. Американский прозаик, лауреат Нобелевской премии, оказывается, со вкусом провел время в украинской столице! В 1947 году он побывал в гостях на даче киевских друзей Сталина и Хрущева — Александра Корнейчука и Ванды Василевской. "Сегодня" решила узнать, кто еще из писателей приезжал в Киев и что с ними тут приключалось.

Джона Стейнбека впечатлил обед

Джон Стейнбек приехал вместе с известным фотографом Робертом Капой, который документировал послевоенный Киев на пленку. Жилище, в котором принимали автора "О мышах и людях", находилось на Лукьяновке — улице Обсерваторной, 6. В 1940-х годах тут проживали писатели-супруги Александр Корнейчук и Ванда Василевская, которые по случаю приезда именитого гостя закатили целый пир.

Реклама

В своей книге "Русские дневники" Стейнбек с восторгом описывал, насколько теплый прием умеют организовать в здешних краях. Писатель отдавал себе отчет, что Киев в 1947 году переживал тяжелые времена и люди жили в бедности. Но принимая его в гости, люди старались достать все самое лучшее, что имели, и всегда шутили — именно таким образом, по его мнению, проявлялась особенность украинского народа.

Писатель. Джон Стейнбек много путешествовал по Европе

Реклама

"Они жили в хорошем доме с большим садом. Обед был накрыт на веранде, под тенью раскидистой виноградной лозы. Обед приготовила Ванда Василевская. Он был вкусный и очень обильный. Еда состояла из баклажанной икры, днепровской рыбы, приготовленной в томатном соусе, странных на вкус фаршированных яиц и старки — желтоватой водки с тонким вкусом. Потом подали крепкий бульон, жареных цыплят — наподобие тех, что готовят у нас на юге, с той лишь разницей, что этих сначала обваляли в сухарях. Затем был пирог, кофе, ликер, и, наконец, Корнейчук выложил сигары в алюминиевых футлярах", — писал автор.

Стейнбек с Капой пробыли в Украине около двух недель, собирая материал о восстановлении после войны, который, как отмечали в своих дневниках, "газетчикам не понравится".

Реклама

Дом на Лукьяновке. На Обсерваторной, 6, Стейнбека принимали Ванда Василевская с мужем. Фото: А. Яремчук

Пастернак и Ирпень

Бориса Пастернака с Киевщиной связывает личная история, случившаяся летом. В 1920-х годах двое друзей-москвичей — выдающийся пианист Генрих Нейгауз и историк философии Валентин Асмус — регулярно выезжали отдыхать в места, которые нынче располагаются в Киевской области. В июне 1930-го они решили позвать и Бориса Пастернака, с которым тепло дружили. Он дал согласие, и в Ирпене они сняли дачи. В них троица с семьями заселилась на целое лето.

Автор "Доктора Живаго" жил на улице Пушкинской — некоторые историки полагают, что это был 47-й дом. Жилище было не очень комфортным, но Пастернак влюбился в здешние природу и воздух. Уже дома он рассказывал, что это лето было для него одно из лучших в его жизни! И даже написал стихотворение, которое так и называется — "Ирпень".

"Ирпень —
это память о людях и лете,
О воле, о бегстве из-под
кабалы,
О хвое на зное,
о сером левкое
И смене безветрия,
вёдра и мглы.
О белой вербене,
о терпком терпеньи
Смолы; о друзьях,
для которых малы
Мои похвалы и
мои восхваленья,
Мои славословья,
мои похвалы..."

Маяковский и морковка

Всем футуристам футурист Владимир Маяковский в Киеве был несколько раз, и каждый его приезд — как минимум сюжет для полнометражного художественного фильма с ярким, огненным постером. Чего только стоит его выступление со стихами в 1913 году во Втором городском театре, который находился на месте стадиона "Динамо"! За несколько часов до чтения своей высокой поэзии он крепко посидел под бутерброды с икрой в ресторане "Роотса", а потому к мероприятию был уже в "нерабочем" настроении.

Выступал он тогда вместе с коллегами — Василием Каменским и Давидом Бурлюком. Декорацией для их чтений стал рояль, висящий верх ногами. Троица решила покорить киевскую публику концентрацией футуризма: поэты вышли на сцену и стали читать свои стихи одновременно — каждый свое произведение. Конечно, публика обезумела и начала возмущаться, мол, а где же классика и Пушкин? Один мужчина оказался активнее всех, крича: "Что это было?", на что Маяк, поправив торчавшую из кармана рубашки... морковку, ответил: "Молчи, лысая говядина!". Публика онемела...

"Говядиной", кстати, оказался, тогдашний киевский градоначальник. Такие истории с Владимиром Владимировичем в нашей столице проходили сплошь и рядом, впрочем, как и везде. Особенно в Киеве он любил кондитерскую "Яссы", где, помимо всевозможных сладостей, был еще и бильярд.

Отрывок из стихотвотрения "Киев", которое Владимир Маяковский написал в 1924 году, вдохновившись январьской поездкой в украинскую столицу

Отрывок о городе

"Лапы елок, лапки, лапушки…
Все в снегу, а теплые какие!
Будто в гости к старой, старой бабушке я вчера
приехал в Киев.

Вот стою на горке на Владимирской.
Ширь во-всю — не вымчать и перу!
Так когда-то, рассиявшись в выморозки,
Киевскую Русь оглядывал Перун.

А потом — когда и кто, не помню толком,
только знаю,
что сюда вот по льду,
да и по воде, в порогах,
волоком — шли с дарами к Диру и Аскольду".

Блок и реклама

Российский поэт Александр Блок приезжал в Киев в качестве "приглашенной звезды". Издатели журнала "В мире искусства" 4 октября 1907 года организовали в Оперном театре "Вечер искусств". К участию они пригласили столичных и московских знаменитостей, среди которых был и Александр Блок
.
Событие было многообещающее, и чтобы оно привлекло внимание всего местного бомонда, афишами увешали весь город. Именно изобилие рекламы — первое, на что обратил внимание поэт, когда прибыл в Киев.

"Приехал в Киев 4-го утром. На вокзале встретили, усадили в коляску и примчали в лучшую гостиницу", — писал Блок у себя в дневниках.

Говорят, московский бомонд холодно отреагировал на все потуги организаторов сделать прием максимально теплым — им это показалось "провинциальным". При этом собой поэт был доволен, отметив в дневнике "изрядный успех".

Позже он писал о Киеве: "Можно стоять в сумерки на высокой горе: по одну сторону — загородная тюрьма, окопанная рвом. Красная луна встает, и часовые ходят. А впереди — высокий бурьян. За бурьяном — весь Киев амфитеатром — белый и золотой от церквей, пока на него не хлынули сумерки. А позже — Киев весь в огнях и далеко за ним моря железнодорожного электричества и синяя мгла".

Рильке и Кобзарь

Был в Киеве и Райнер Мария Рильке. Он заехал в украинскую столицу на две недели, перед большим путешествием по реке Волге. Его страстью были красивые храмы и церкви — особенно те, в которых "много старых картин и драгоценных реликвий", поэтому Рильке с упоением проводил время в наших соборах и монастырях.

Больше всего его впечатлила Киево-Печерская лавра. Рильке восторгался архитектурным величием и особой атмосферой, которую ощущал, находясь там. Лавра так запомнилась поэту, что позже он вспоминает ее в "Книге часов", в кругу бессмертных творений человечества — Венеции, Рима, Флоренции, Пизы.

В этом путешествии Райнер Мария познакомился с творчеством Тараса Шевченко. Он изучал его произведения в русских переводах, и они настолько его поразили, что Рильке решил посетить его могилу в Каневе. Да и вообще поэт не на шутку увлекся украинской культурой. Например, именно благодаря "Кобзарю" Тараса Шевченко он специально познакомился с Остапом Вересаем — одним из самых известных исполнителей украинских песен и дум. Поэт очень проникся его историей, в частности — "Песней о правде и несправедливости", за исполнение которой Кобзаря неоднократно арестовывали. Настолько проникся, что использовал в своем произведении "Песня о Правде". Так что поездка у Рильке выдалась не только любопытной, но и отпечаталась в его творчестве.

Бальзак: любовь и болезнь

Французского писателя Оноре де Бальзака в Украину привела романтичная история — он приезжал сюда к своей возлюбленной Эвелине Ганской.

Правда у этой истории есть и другой, более прозаичный, окрас: говорят, когда ему было 30 лет, финансовые дела у него были настолько плохи, что другого выхода, кроме как жениться на богатенькой фее, он не видел. Он даже сестре своей писал, мол, подыщи мне богатую вдову, а я дам тебе пять процентов с приданого.

И вот — в Вене он знакомится с богатой полячкой Ганской. Молниеносная страсть поразила пару, и их роман стал набирать обороты, несмотря на то, что Ганская была замужем. Супруг ее был стар, и поэтому влюбленные надеялись, что вскоре он уйдет в мир иной, и они смогут быть вместе. Но не тут-то было: муж прожил еще почти 20 лет!

После его кончины, в 1848 году, Бальзак тут же отправился в Киев, несмотря на то что там бушевала холера. После прогулки в Лавру заболел. А потом приехал во второй и в третий раз, и снова болел, и с каждым разом все серьезней. Настолько, что так и не смог отпраздновать брак с Ганской.

Анна Ахматова любила Софию

Поэтесса Анна Ахматова связана с Киевом крепко. Она воспевала Софийский собор, обожала киевские улочки и прогулки под фонарями.

Тут у нее многое случилось впервые — серьезная учеба, стих, муж.

При этом Анну не устраивали те, кто ее окружал, когда она только переехала в Киев. В письмах юная поэтесса жаловалась: "Все праздники я провела у тети Вакар, которая меня не выносит. Все посильно издевались надо мной, дядя умеет кричать не хуже папы, а если закрыть глаза, то иллюзия полная. Кричал же он два раза в день: за обедом и после вечернего чая".

Жан-Поль Сартр почитал Шевченко

Автор "Тошноты" Жан-Поль Сартр приезжал в Киев в 1964 году в составе делегации ЮНЕСКО на 150-летие со дня рождения Шевченко. Помимо столицы, он увидел Тарасову гору в Каневе. Говорят, это он позвал с собой де Бовуар.

Лев Толстой нашел "мало поучительного"

Лев Толстой был очень взбудоражен предстоящим визитом в Киев (1879). Однако по прибытии написал: "Все утро до трех ходил по соборам, пещерам, монахам и очень недоволен поездкой. Не стоило того".

Симона де Бовуар приехала на юбилей

Французская писательница Симона де Бовуар приезжала в Киев на особое событие — юбилей Тараса Шевченко в 1964 году. Но тогда ее персона не вызвала большого интереса — несмотря на то, что ее книга "Второй пол" была переведена уже на множество языков мира.

Ярослав Гашек: бутылка и офицер

История, случившаяся с Гашеком, достойна кинофильма, как и оказии Маяковского. Вступив в конфликт с офицером и ударив его бутылкой, писатель получил 11 дней в гарнизонной тюрьме в Борисполе. Там, кстати, и родился "Швейк".