Американцы измерили гривну бутербродами

9 июля 2007, 09:36
Журнал The Economist опубликовал ежегодный "индекс бигмака", согласно которому гривна вошла в десятку самых недооцененных мировых валют.

Фото "Сегодня"

Этот показатель уже 22 года наиболее наглядно оценивает покупательную способность разных валют с помощью цены гамбургера. По замыслу исследователей, соотношение стоимости сэндвича в разных странах должно быть эквивалентно соотношению курсов их валют.

Согласно последним данным исследования, популярный сэндвич можно купить в ресторанах McDonald's в Украине почти в два раза дешевле, чем в США. Фактически, это значит, что наша валюта недооценена на 41%. Наравне с валютами стран Юго-Восточной Азии гривна входит в десятку самых недооцененных мировых валют. По данным исследователей, реальная стоимость доллара в Украине – 2,71 гривны, а не нынешние 5,03.

Реклама

Согласно индексу бигмака, наиболее недооцененной в мире валютой является китайский юань. Он "отстает" от своей реальной стоимости на 58%. Недооценили свои валюты и в Египте, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и в Таиланде. А вот развитые страны, наоборот, переоценивают свои национальные валюты. Иногда более чем в 2 раза. Например, в Исландии этот показатель составляет 123%, в Норвегии – 102%.

В ЕС американцу, чтобы полакомиться любимым бигмаком, придется выложить почти на четверть больше денег, чем на родине. На этом фоне белой вороной выглядит японская иена, стоимость которой занижена на 33%.

Многие экономисты замечают, что индекс указывает на долгосрочную тенденцию в колебаниях курсов валют. Так, недооцененной валюте предстоит либо вырасти, либо центробанк этой страны будет ожесточенно бороться с ростом курса, продавая национальную валюту с тем, чтобы предотвратить ее удорожание. Обычно национальные валюты занижаются в экспортно-ориентированных экономиках, потому что именно благодаря дешевым деньгам вывозить из страны что-либо и продавать это за доллары становится особенно выгодно.

Реклама

При этом в случае с Украиной не все так просто. Традиционно стоимость товаров в закусочных McDonald’s во всех регионах одной страны должна быть приблизительно одинаковой. В Украине же стоимость еды McDonald’s в различных городах существенно отличается. В частности, это обнаружилось при сравнении Киева и Ялты. Олег Гончаренко, менеджер по маркетингу "МакДональдз Юкрейн", объяснил увеличение цен в ресторанах крымских городов сезонным спросом. "На летнее время мы увеличиваем количество сотрудников в крымских ресторанах, при этом компания берет на себя траты на проживание и командирование сотрудников", – пояснил представитель сети фастфудов.

Некоторые экономисты отрицательно относятся к оценке валют с помощью бутерброда. Их критика обоснована, ведь цена еды зависит от стоимости продуктов, пошлин, аренды и других ценообразующих факторов, а в индексе бигмака такие нюансы не отражены. Кроме того, индекс бигмака показывает ситуацию не во всей экономике, а лишь на потребительском рынке.