Автогражданка становится больше похожей на налог, чем на защиту – Борис Визиров

4 февраля 2016, 08:41
Экс-председатель Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг раскритиковал ситуацию на рынке автогражданки

Борис Визиров. Фото: архив

Обязательное страхование автогражданской ответственности водителей (автогражданка, ОСАГО) становится все более похожей на дополнительный налог для водителей, чем на страховую защиту, считает Борис Визиров, экс-председатель Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.

Свыше пяти миллионов украинских водителей с января по сентябрь 2015 года застраховали свою ответственность на сумму 2,2 млрд. грн. Выплаты  потерпевшим в ДТП составили немногим более трети полученной суммы – 780 млн. грн. Оставшиеся свыше 1,4 млрд.грн. осели на счетах страховых компаний, которые являются членами Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). И каким бы ни был сервис этих компаний – покупать автогражданку водители вынуждены у них, так как этого требует государство.

Реклама

"Обязательное страхование ответственности водителей – нормальная практика во всем цивилизованном мире, – отмечает Борис  Визиров. – Но особенность Украины заключается в том, что принудительное страхование в нашей стране не гарантирует выплат потерпевшим".

Люди по 3-5 и более лет ждут выплат по обязательствам страховщиков-банкротов из Фонда защиты потерпевших в ДТП Моторного бюро. В число таких банкротов входят  несколько скандально известных компаний. При этом многим потерпевшим Моторного бюро даже ничего не обещает и специально затягивает  выплаты, пользуясь недостатками законодательства.

Но вместо назревших реформ и принятия нового закона  руководство Моторного бюро принимает другие, мало отвечающие  запросам  клиентов и потерпевших в ДТП. Например, вначале прошлого года приняли решение с 1 мая 2015 г. на 25%  повысить стоимость полисов ОСАГО. Более того, без согласования с регулятором ограничили скидки по системе "бонус-малус", лишив многих добросовестных водителей обещанных законом бонусов.

Реклама

"Увлекшись решением вопросов своего бизнеса за счет страхования водителей,   члены президиума, видимо, забыли о том, что Моторного бюро – не бизнес-структура, а общественная организация, целью которой является защита интересов потерпевших в ДТП", -  отмечает Борис Визиров.

Напомним, в декабре 2015 года Моторное бюро начало выплаты потерпевшим двух страховых компаний. Всего было обещано выплатить 33 млн. грн. Но, если в первом случае по долгам будут платить всем потерпевшим, независимо, являются они кредиторами страховщика или нет, то во втором – по обязательствам страховой компании получат деньги только те, кто был внесен в реестр кредиторов – таковы требования закона.

Как известно, на сегодняшний день процедуру банкротства, которая в украинской судебной практике занимает около 2-6 лет, проходят 9 страховых компаний. Чем дольше длится процедура банкротства, тем меньше придется платить из фондов Моторного бюро, так как многие потерпевшие попросту устают ждать. В целом обязательства обанкротившихся компаний и страховщиков, которые утратили статус члена Моторного (транспортного) страхового бюро Украины, перед пострадавшими составляют около 200 млн. грн.