Безумцы-путешественники презентуют Украину табуретками у трех океанов

15 апреля 2008, 14:40
Молодой режиссер Леонид Кантер и его единомышленники путешествуют по миру со стульями, из которых создают в разных точках планеты памятные знаки.

Конечная точка. Такие постаменты "табуретчики" установили у трех океанов. Фото Александра Вансовича

Только по-настоящему сумасшедший может взять с собой рюкзак с самым необходимым, театральный костюм, музыкальные инcтрументы и отправиться в путешествие к океану. А еще пригодятся удача и смелость, без которых, как говорят наши герои, в далеких и опасных странствиях не обойтись.

Молодой амбициозный режиссер Леонид Кантер собрал команду таких же творческих энтузиастов и придумал еще один обязательный атрибут походов — табурет. И это не только удобная вещь в походе. Из принесенных с собой стульев в конечной точке пути ребята создают памятные знаки — "Здесь была Украина!". Сейчас у берегов Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов красуются украинские табуреты. Королевство Норвегии даже выдало официальное разрешение на установку нашего памятника на Шпицбергене.

Реклама

По азиатским пустыням — на верблюдах, по морям — на кораблях, сквозь карельские леса — на "собаках" (электричках), но большую часть пути безбашенные актеры преодолевали автостопом. Однажды в Финляндии водитель 10 дней ехал в обратную сторону, чтобы пообщаться с веселыми украинцами. На новый год 60-летний финн приезжал к ребятам в гости. И путешествуют энтузиасты не просто так. Они выступают на улицах городов, получая взамен кров и еду, и будь они в Тибете, Индии, Норвегии или Финляндии — везде популяризируют Украину. И по ходу снимают документальные фильмы о своих приключениях и жизни аборигенов, которые презентовали в Киеве по возвращению.

"А началось все с "Козы" — творческой экспедиции по Западной Украине, когда наши студенты и преподаватели, из театрального института им. Карпенка-Карого, показывали по селам народную драму 18 века. Это была супер-патриотичекая пьеса — люди брались за руки и пели гимн, — рассказывает Кантер, — а потом мы решили поехать с театром по странам Европы, так и возник первый "Табурет", потом три месяца мы путешествовали по Азии и оставили второй табурет у берегов Шри-Ланки, а в прошлом году украинские скоморохи прошли Беларусь, Прибалтику и Скандинавию и поставили табуретный памятник на острове Шпицберген".

С последнего путешествия минуло чуть более полугода и уже сейчас Леонид планирует собрать команду к берегам Тихого океана, чтобы поставить там четвертый табурет.

Реклама


Уличный театр. Пьесы на украинском вызывали у иностранцев восторг

ЖИЛИ НА КРЫШАХ КАК КАРЛСОНЫ. И что интересно, в любой стране ребят встречали радушно. Оказалось, что везде отлично воспринимают украинскую речь. Выступления уличного театра Кантера вызывали небывалый ажиотаж, ведь темы понятные всем без перевода — мир во всем мире, жизнь без войны, разоружение. "Мы строим пьесу таким образом, чтобы зрители были соучастниками действа, — объясняет Леонид, — Например, в пьесе "Ивасик-Телесик", они олицетворяют нечисть и приходят на пир, чтобы съесть Ивасика. В финале участники-зрители выбрасывают ложки, начинают обнимать друг друга, брататься со словами "Мир! Мир!" Это замечательно". В Пекине в центре города ребята приготовили украинский супчик и угощали местных, многие вначале смотрели с опаской, а потом приобщались к обеду, жаль, что полицейский не захотел угоститься и разогнал собравшихся. Преодолевая пустыню Гоби, актеры от юрты к юрте добирались на верблюдах. А монгольские школьники показали украинцам свою самодеятельность. Три дня жили в спальниках на территории посольства в Украины в Пекине. А оттуда им пришлось нелегально пробираться на Тибет, где они жили в буддистском монастыре. В Карелии ловили рыбу и играли в "городки". И везде показывали перфоманс. Даже в тибетском монастыре. А в Эстонии встретились с экс-тромбонистом группы "Гайдамаки" Русланом Трочинским и сделали несколько спектаклей с его участием как музыканта. Но самое интересное случилось в Норвегии. "Там все неимоверно дорого: хлеб и молоко 45 грн. примерно, — вспоминает Кантер, — А нам нужно было задержаться на неделю в Тромсо: подождать участницу похода из Беларуси. Я придумал — ночевать прямо на крыше. Кто-то из окна сфотографировал наш лагерь, а на следующий день, когда мы уже жили на квартире, вышла статья о нас в газете, мол, какие-то странные ребята ночуют на крыше. Нам приносит норвежка, что разрешила пожить у себя, смеется, говорит, что перезвонила в редакцию и сообщила, что "эти карлсоны живут у нее". Через пару дней в этой же газете вышла уже другая статья о наших уличных спектаклях. И что интересно, мы притягивали удачу и таких же воодушевленных безумцев. Парочку норвежцев, которые купили кораблик и решили на нем попутешествовать, мы случайно встретили на побережье. Помогли им перенести вещи на судно, пообщались и через три часа мы уде отдыхали в большой, хорошо обставленной, очень дорогой квартире в центре Тромсо: нам разрешили пожить неделю". Но где бы ни были странствующие актеры, они не разлучались с табуретом. И в каждой стране находились желающие посидеть на заветном стуле. Однажды табурет чуть не стащили, пришлось актерам побороться. Каждый день назначался дежурный "по табурету", который отвечал за его сохранность. "И хотя было и сложно, иногда и опасно, в конечном итоге — очень весело. Человек это подобие Бога в акте творчества. Я создаю свои маленькие миры — хожу по миру с табуретом, рисую, пою, снимаю кино. У каждого свой рай на земле — а у меня такой".


Гоби. В монгольской пустыне песок мешает дышать, приходилось спасаться респиратором

Реклама

ЗДЕСЬ – СВОБОДА! Сейчас Леонид воплощает в жизнь еще один проект — творческое экологическое поселение. Он, коренной киевлянин, уже четыре месяца обустраивает быт в глухом хуторке Прохоры на Черниговщине. Из десяти обветшалых хат жилых здесь всего 4, а к ближайшему селу с магазином 5 км. Облагородил домик, провел электричество, отремонтировал печку, построил баню, недавно посадил фруктовый сад.

"В Киеве я возглавлял кинокомпанию, был офис над Крещатиком, но сейчас я открыл для себя совершенно другую жизнь и обрел настоящую свободу. И я — богаче олигархов, потому, что они не могут себе позволить с рюкзаком уехать в любую точку земли, а я могу. Что дороже: крутая тачка или аист, шагающий по огороду? — воодушевленно вопрошает режиссер, — Это самый сложный из всех моих проектов. А здесь у меня есть все необходимое для творчества. Кстати, недалеко живет поэт Кость Москалец".

А по выходным в маленькой хате собираются актеры, писатели, художники и просто веселый народ. А в новый год Леонид провел на хуторе международную ассамблею "С Табуретом".

"Приехали к нам те, с кем мы знакомились в путешествиях: немцы, финны, эстонцы, литовцы, латыши, белорусы, россияне, французы — собралось человек 70. И все привезли табуреты. Мы болтали на разных языках и отлично понимали друг друга".

И пока четвертый "Табурет" в проекте, режиссер создает в Прохорах свое маленькое государство. Но сейчас временно от хуторских дел пришлось отойти: на днях в семье произошло прибавление – родилась дочка Магдалена. А еще – его пригласили в качестве режиссера-постановщика на съемки сериала в Ирак, а это опять путешествия.