Битва рынков: как Барабашово и 7-му километру удается конкурировать с интернет-магазинами

27 ноября 2017, 04:50
В век интернет-шопинга "Барабашово" постепенно превращается в торговый центр, а на "Седьмой" возвращаются оптовики, которые ищут выгоду для кошелька

«Барабашово». За 22 года на месте пустыря выросли торговые ряды общей протяженностью в 300 километров, а каждые 17 секунд здесь совершают покупку

Вы можете не жить в Харькове или Одессе и не любить ходить по рынкам, но о существовании таких торговых гигантов, как "Барабашово" и "7-й километр", наверняка знаете. Слава об этих крупнейших рынках Европы распространилась далеко за пределы Украины, так что даже иностранцы, приезжая в первую или южную столицу, просят показать им эти торговые площадки наряду с другими достопримечательностями.

"Сегодня" сравнила два легендарных рынка (см. инфографику) и выяснила, как им удается конкурировать с магазинами во всемирной паутине.

Реклама

Несмотря на то, что "Барабашово" и "7-й километр" разделяют 800 км, между ними достаточно много общего. Они манят покупателей со всех регионов страны, задают массовую моду и поражают изобилием товаров, а также представителей разных национальностей, которые их продают. Покупателей, приехавших сюда впервые, такой размах торговли пугает, ведь территория рынков исчисляется десятками гектаров. Они теряются, не знают куда идти и вздрагивают от настойчивых предложений продавцов приобрести тот или иной товар. Так что первый шопинг заканчивается либо скоропостижным бегством, либо первой попавшейся на глаза покупкой. Другое дело второй визит: чем дальше в лес, тем ниже цены.

Что касается отличий, то, пожалуй, первое, на что покупатели обращают внимание, это — расположение. "Барабашово" находится в черте города и может похвастаться отличной транспортной развязкой: туда можно добраться на метро, трамвае или маршрутке. А вот "Седьмой" находится в пригороде, куда можно доехать лишь на собственном авто или автобусе, зато последних — хоть отбавляй. Еще одна отличительная черта — организация торговых мест. Если на "Барабане" преобладают двухэтажные магазины и даже небольшие торговые центры, то на "Седьмом" по старинке торгуют в судоходных контейнерах и обустраивают торговые павильоны.

Реклама

"Барабан": пустырь, легенды и курс

За двадцать два года существования ТЦ "Барабашово" из небольшого стихийного рынка превратился в крупнейшую торговую площадку Восточной Европы. Еще вначале 1990-х на месте базара был пустырь, сегодня же здесь яблоку негде упасть. По данным администрации рынка, общая длина торгового ряда превышает 300 км, а каждая третья пара обуви в Восточной Украине куплена именно на "Барабане".

БИЗНЕС И ЛЕГЕНДЫ. В 1990-е "Барабашово" стал настоящим спасательным кругом для лишившихся работы инженеров, педагогов и других дипломированных специалистов. Сегодня рынок также не сдает позиций и обеспечивает работой около 55 000 человек, большинство из них — предприниматели.

"Рынок — это площадка, где любой предприниматель может начать свое дело", — говорят в пресс-службе торгового центра.

"Барабашово" знает немало историй харьковчан и иностранцев, которые начинали свое дело с нуля и добивались успеха.

Реклама

Асортимент. На прилавках — все: от булавки до автомобиля. Фото: М. Кучнев

Одним из таких иностранцев был выходец из Южной Азии Амар. В начале 2000-х он поступил на учебу в местный авиаинститут и стал осваивать специальность конструктора самолетов. Параллельно с этим парень подрабатывал на рынке.

"Сначала работал грузчиком, потом — помощником реализатора, затем — реализатором. Со временем захотелось начать свое дело. У меня в роду несколько поколений предпринимателей, поэтому свою тягу к бизнесу объясняю именно этим", — говорит Амар.

Так, будучи студентом третьего курса, парень с помощью близких и друзей открыл небольшой магазинчик со строительными и хозяйственными инструментами.

"Вставал рано. Утро проводил на рынке, потом убегал на пары. После окончания вуза остался в Украине, женился и развиваю свое дело, — продолжает мужчина. — У меня на родине люди столетиями ведут бизнес, поэтому сейчас начинать с нуля сложно. В Украине же для этого много возможностей".

Кроме предпринимателей, на рынке работают и нетривиальные реализаторы, грузчики, водители, уборщики и даже сотрудники администрации. Настоящей легендой рынка и звездой соцсети стал грузчик Марсель, который любит стильно одеваться. В костюме и широкополой шляпе темнокожий мужчина выглядит, как звезда сцены, но в повседневной жизни зарабатывает тяжелым физическим трудом.

"Наш Марсель во время работы похож на лошадь, которая пашет и не смотрит на свой внешний вид. Но в выходные он старается выглядеть так, как хочет видеть себя в жизни", — говорит знакомый трудяги.

А летом по узким рыночным рядам разъезжал причудливый трехколесный мотоцикл, на котором перевозили товары.

Марсель. Грузчик-стиляга. Фото: facebook.com

БУДУЩЕЕ. Сейчас на рынке не так многолюдно, как было еще десять лет назад. Дают о себе знать крупные ТРЦ и онлайн-торговля, которые увели часть покупателей.

"Большинство покупателей охотнее проводят время в торгово-развлекательном центре, где тепло, сухо и уютно. Параллельно есть возможность кофе выпить, сходить в кино или на каток. Они выберут более культурный вариант шопинга, тем более разница в цене небольшая", — говорит президент ОО "Ассоциация частных предпринимателей" Александр Чумак.

По мнению эксперта, единственный путь развития "Барабашово" — трансформация в крупный ТРЦ. В администрации рынка также задумываются о привлечении посетителей: демонтируют некоторые торговые точки, чтобы создать на их месте современные торговые центры, создали развлекательный парк для детей, устраивают шоп-туры, а также концерты и фестивали уличных культур.

Креатив. Привлекают клиентов. Фото: facebook.com

"Седьмой": "Поле чудес", шутки и развитие

Популярный одесский промрынок расположен на 7-м километре Овидиопольской дороги. Отсюда и название. У него своя гостиница, пожарная часть, отделение полиции, три медпункта и скорая помощь, банк, автостанция, восемь стоянок и сеть ресторанов, представляющих 10 кухонь мира, среди которых вьетнамская, китайская и турецкая. А через дорогу уже вырос целый жилмассив, где живут в основном предприниматели и продавцы и который носит романтичное название "Седьмое небо".

Промрынок "7-й километр". Название крупнейшей торговой площадки Европы, написанное синей краской на крышах торговых рядов, видно с высоты в 40 км над землей

История рынка началась в конце 1980-х, когда продавцы дефицитного товара и заграничных диковинок самоорганизовались и стали продавать свои товары на локации за городом. Они выставляли свои пожитки на газетках и коробках буквально в кукурузном поле. Постепенно покупателей становилось все больше, и торговцы, чтобы преуспеть в неспокойные времена, занялись популярным промыслом 1990-х — челночеством: ездили в шопинг-туры в страны ближнего зарубежья и закупали копеечные товары, а после продавали их втридорога неискушенным постсоветским покупателям.

"Период обогащения пришелся на конец 1990-х и начало 2000-х. Тогда было выгодно привозить из-за границы товар и продавать его тут с огромными наценками. На рынке есть площадка "Поле чудес", получившая свое название из-за того, что работавшие там люди стремительно обогащались. Доходило до того, что наши предприниматели заказывали целые самолеты с товарами из Турции или Объединенных Арабских Эмиратов", — рассказала пресс-секретарь ООО "Промтоварный рынок" Екатерина Кузнецова.

С тех пор рынок разросся, обзавелся новыми площадками, но "Поле чудес" прописку не сменило — теперь здесь продают одежду.

Юмора местным предпринимателям, как, в общем, и всем одесситам, не занимать. Порой тут прямо на товар цепляют шутливые объявления о поиске покупателей или хитростью заманивают покупателей в торговые контейнеры, крича: "В сторону!", как грузчики с тележками. Не отстают и продавцы кофе и горячих обедов, повествующие в стихотворной форме о том, как кофейный напиток повышает потенцию, и сочиняют куплеты о "подружках-пампушках".

К слову, поощряют на рынке не только юмор, но и добрые дела. Так, местные сотрудники несколько месяцев ухаживали за птенцами соколов, а как те окрепли и подросли — выпустили их на свободу.

"За историю своего существования рынок высадил около 300 тысяч деревьев и кустарников в ближайших поселках Авангард и Сухой Лиман", — добавляют в администрации.

За городом. На рынок можно добраться своим авто и маршруткой. Фото: facebook.com

РАЗВИТИЕ. Несмотря на кризис и общее падение уровня жизни, промрынок чувствует себя вполне уверенно. Сейчас тут идет реконструкция продовольственных рядов, обновляются коммуникации. В планах — строительство еще одной стоянки.

"К нам постепенно возвращаются покупатели, ведь для многих становится слишком дорого делать покупки в торговых центрах. Вырос курс доллара, выросли цены и люди ищут что-то подешевле", — поясняют на рынке.

И хотя порой по цене рынок проигрывает заморским онлайн-магазинам, уступать в этой борьбе "Седьмой" не собирается.

"У нас очень много мелкого опта, люди приезжают из небольших населенных пунктов, где онлайн-торговля не сильно развита. Мы себя позиционируем как оптовый рынок, и те, кто торгует в магазинах, даже в очень известных, часто закупаются у наших предпринимателей", — пояснила пресс-секретарь Екатерина Кузнецова, отметив, что розничная торговля здесь популярна больше в выходные, а в будни на рынке отовариваются оптовики.

Торговля. Продавцы делают упор на опт и покупателей из пригорода. Фото: Из архива "Сегодня"