Быть мамой уже стало не модно

27 января 2019, 06:30
На рождаемость влияют уровень жизни и популярность чайлдфри

/ Фото: AFP

С каждым годом средний украинец становится все старше, а населения в стране становится все меньше, говорят данные Госслужбы статистики. По последним данным, численность населения Украины на 1 декабря 2018 года составляла 42,18 млн чел. Это на 208,8 тыс. чел. меньше, чем год назад. Прогнозы демографов неутешительны: через 10 лет нас может стать меньше еще на 3 млн чел.

Тенденции

Госстат фиксирует падение рождаемости не первый год. Только за последние 5 лет, с 2014 по 2018 годы, малышей появлялось на свет все меньше: в 2014 году родилось 465 тыс. детей, в 2015-м — 411 тыс., в 2016-м — 397 тыс., в 2017-м — 364 тыс., наконец в 2018-м (за 11 месяцев) — 286 тыс.

Реклама

По оценкам демографов, за весь 2018 год могло появиться на свет 310—312 тыс. детей, но по факту имеем падение рождаемости за 5 лет в 1,5 раза. Слабым утешением является снижение за 5 лет смертности с 662 тыс. чел. в год до 526 тыс. чел., или в 1,25 раза, так как в абсолютных цифрах за 5 лет умерло почти на миллион больше людей, чем родилось. Например, в 2018 году превышение числа умерших над числом рожденных составляло 42 человека: на 100 умерших — 58 рожденных. Но население Украины редеет не только из-за низкой рождаемости, но и из-за трудовой эмиграции.

По словам министра иностранных дел Павла Климкина, ежегодно уезжает из страны 1 млн граждан. Правда, статистика не видит такого оттока населения, потому что они сохраняют гражданство Украины, но фактически эти люди уже работают на экономику зарубежья.

Читайте также:

Реклама

Эксперты

Прогнозы ООН по темпам сокращения населения в Украине почти совпадают с расчетами наших ученых. Так, по оценкам экспертов ООН, украинцев за 10 лет может стать меньше еще на 3 млн чел. (39 млн), а к 2050 году нас останется всего 36,4 млн.

Завотделом демографических процессов Института демографии и социсследований НАН Украины Ирина Курило более оптимистична: по ее оценке к 2050 г. украинцев будет 38,7—38,8 млн чел., но вместе с Крымом. То есть без него — около 37 млн. чел.

"Украина находится в первой 30 стран мира по уровню старения, хотя по рождаемости мы близки к среднеевропейскому уровню: 1,4 ребенка на женщину при среднеевропейском чуть более 1,5. А для простого воспроизводства надо 2,1—2,3 ребенка на женщину", — говорит ученый.

По словам Курило, демографические процессы — это область, где регулятивные возможности государства ограничены, но они есть. Первый способ — денежное стимулирование за рождение ребенка, но он работает по модели "доза — эффект": ввели выплаты или увеличили их — реакция есть, а потом, особенно если высокая инфляция, реакция спадает. Второй подход: налоговые льготы. Их система развита на Западе и ориентирована на семьи со средним доходом. У нас система рассчитана на бедных: доплачивают только семьям с уровнем дохода ниже прожминимума.

Реклама

Читайте также:

Также она признает, что у нас все больше появляется семей чайлдфри, то есть принципиально не желающих заводить детей. Это тоже снижает уровень рождаемости. Больше всего чайлдфри среди людей с высшим образованием и со средним и выше среднего уровнем доходов (оценочно до 25% семей), то есть они могут дать своим детям хороший уровень жизни и знаний, но предпочитают жить для себя.

Старение страны — опасно

Экономисты говорят, что старение населения влечет за собой серьезную опасность для экономики, так как становится меньше рабочих рук и больше нетрудоспособных, которым надо платить пенсии.

"Получается замкнутый круг: работающих, прежде всего квалифицированных кадров, с каждым годом меньше, а требуется их все больше, потому что для автоматизации процессов как в промышленности, так и в агросекторе нужны инвестиции, которых нет, — анализирует исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. — Лучшие уезжают туда, где они смогут жить богаче благодаря своим знаниям. Исправить ситуацию может только иммиграция".

Но из-за невысокого уровня жизни в Украине можно ожидать наплыва "заробитчан" из Африки и Юго-Восточной Азии, где жизни еще беднее.