Бывшую подпольщицу бабу Аню считают пророком

28 мая 2009, 18:37
83-летняя связная бандеровцев Анна Гирняк из села Вовча Гора на Львовщине выбивает у местных властей памятник побратимам, погибшим от рук чекистов.

Активистка. Бабу Аню в селе знают и уважают. Фото Е. Бутко

Бабушка заявила, что не умрет, пока в селе не увековечат память повстанцев, с которыми воевала за "незалежну" Украину и пряталась в схронах.

Бойкую старушку уже все знают в сельсовете и районной администрации. Как рассказал нам главный районный архитектор Любомир Новосилец, на строительство памятника пока не нашли спонсоров, есть только макет: "Это будет двухметровая свечка с огоньком в виде трезубца, который сверху будет напоминать крест, и табличкой с именами погибших. Хотим поставить в октябре ко дню УПА".

Реклама

Односельчане говорят, что бывшая связная, несмотря на преклонный возраст, очень активная старушка. И сравнивают ее с библейским пророком Симеоном. "Он сказал, что не умрет, пока не увидит новорожденного Иисуса Христа. И баба Аня не хочет умирать, пока не увидит свечки-тризубцы. Кстати, церковь в селе построили тоже благодаря ей, она возглавляла церковный комитет", — рассказывает Оксана Павлив.

Бандеровская "радистка Кэт" рассказала "Сегодня", что в подполье псевдонима у нее не было, соратники звали ее Гануня, Ганунька. А бумажки с паролями ей приходилось прятать во рту за щекой – чтоб в случае облавы проглотить. "В 1944 году "красные" подожгли нашу "крыивку" на окраине села, на моих глазах живьем сгорели двое побратимов, еще шестерых хлопцев застрелили. Мне тогда было всего 18 лет", – тяжело вздыхает, вспоминая боевые годы, пожилая бандеровка. – Через пару дней после расправы над повстанцами НКВДисты меня поймали и стали допрашивать. Но я помнила заповедь националиста: ни пытки, ни смерть не заставят тебя выдать тайну, и никого не сдала. Отказывалась от всего, мол, маленькая я еще, разве будут такому ребенку доверять явки и пароли". Девчушку-связную отпустили, а потом она устроилась в местном колхозе и родила сына Северина.