Секреты стюардесс: от контрабанды до любви

6 октября 2011, 07:55
Бортпроводницы находят на небе женихов, превращают сок в духи и вяжут ремнем тех, кто пытается разбить иллюминатор.

Как работается стюардессам

Уже не раз говорилось о том, что к Евро-2012 Украина увеличит количество авиарейсов. И, как следствие, появится потребность в новых экипажах, в том числе и в стюардессах. Заметим, что и в ХХI веке эта профессия не утратила ореол романтики и остается синонимом стиля и элегантности. "Сегодня" решила узнать, какова доля в этой работе мечты и повседневной рутины.

Читайте также: Лучшая работа — у художников и главредов женских "глянцев"

Реклама

Наши бортпроводники признались, что первый восторг от возможности посмотреть мир проходит уже через год. Начинается рутина с сумасшедшим графиком работы. Стюардессы неделями не бывают дома, их выматывает смена часовых поясов, долгие "прогулки" по салону — за три часа полета девушка может пройти три километра. Больших хлопот доставляют и рейсы на курорты. Туристы начинают пить в терминале и продолжают в воздухе. И, выпив лишнего, бушуют так, что их приходиться вязать ремнем и пристегивать к креслу. Но не все же пассажиры хулиганы. Немало стюардесс нашли себе завидных женихов. И шутка ли — взлететь от бортпроводницы до первой леди, как Людмила Путина.

ПЕРВАЯ В МИРЕ СТЮАРДЕССА


Элен Черч. 15 мая 1930 года, рейс Сан-Франциско — Чикаго

Реклама

Эта медицинская сестра из штата Айова сумела убедить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин-медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер.

СМЕКАЛКА И "ДОЗАПРАВКА"

Не всегда полет проходит гладко. Но иногда смекалка стюардесс превращает проблемы в бонусы. Так, одна девушка случайно разлила томатный сок на пассажира. Но вместо того чтобы извиниться, она повернулась к напарнице: "Ты представляешь, какой красавчик, аж руки задрожали". Естественно, пассажир расцвел, забыл об испорченном костюме и в конце рейса подарил стюардессе духи. "У меня был пассажир, на которого с потолка капал конденсат. Пришлось сказать ему: "Вам так повезло с местом! Вам положено неограниченное количество алкоголя!" И каждые 10 минут к нему с бокалом вина ходила. В итоге никто и не думал жаловаться", — рассказывает стюардесса Елена.

Реклама

ДОЗАПРАВКА В ВОЗДУХЕ. "Однажды самолет приготовился к взлету, и вдруг вижу: по салону бежит пассажир с криками: "У вас крыло отваливается!". Оказывается, он никогда раньше не летал, не видел, как закрылок двигается", — смеется Елена. Но больше хлопот доставляют не новички, а те, кто летит на отдых. Наши начинают "заправляться" еще в аэропорту. "Интересная категория — бывшие челноки, теперешние бизнесмены. У них любимая комбинация: коньяк и томатный сок. Оставляют после себя гору пустых бутылок, — рассказывает экс-стюард Константин. — на рейсе из Нью-Йорка мне достался пассажир, который, немного выпив, вдруг стал буйным. Ударил жену, выхватил бутылку и начал ей долбить иллюминатор. Причем летел в бизнес-классе, выглядел вполне респектабельно. Связали его ремнем, пристегнули к креслу. А в Борисполе он достал паспорт гражданина США и сказал, что сделать мы ему ничего не можем!".

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ ИЗ ЖИЗНИ НА БОРТУ

Cтюардесса должна знать устройство самолета, технику безопасности, уметь оказывать первую медицинскую помощь (делать искусственное дыхание, массаж сердца и принимать роды), уметь в любой ситуации обеспечить безопасность пассажиров

Раз в полгода авиакомпании устраивают зачет или экзамен. А каждый год стюардесс отправляют на курсы повышения квалификации

За трехчасовой рейс Киев — Париж стюардесса может пройти 3 км

Для начала работы необходима спецподготовка, которую можно пройти примерно за 2 месяца

30% всех желающих проходят отбор в авиакомпанию

Сегодня в украинских авиакомпаниях примерно 20% бортпроводников — мужчины. Их функции не отличаются от обязанностей их коллег-женщин. Но, как правило, они берут на себя работу, связанную с физической силой

Дверь самолета весит около 40 кг

На Boeing 747 обычно работает15 бортпроводников, четверо обслуживают 28 пассажиров бизнес-класса, остальные — 440 пассажиров эконом-класса. В некоторых самолетах на борту есть свои штатные массажисты и повара

Тележка с едой и напитками весит 90 кг

Отпуск 2 раза в год: 24 дня — обязательный, а количество дней второго отпуска зависит от налетанных часов (в среднем еще 30 дней)

Льготная пенсия после 10 лет работы, в 45 лет бортпроводник уже имеет право выйти на пенсию

На эвакуацию пассажиров — не более 1,5 минуты

За трехчасовой рейс бортпроводники могут разлить около 10 л спиртных напитков

Украина. Форма от отечественных модельеров

ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ

"Романтика заканчивается примерно через год, и начинается рутина. Чтобы выйти на рейс в 5 утра, надо вставать в 2 ночи, — признается бортпроводник Вениамин Тимошенко. — За десять часов полета находишься, устанешь так, что ног не чувствуешь". Но устают не только ноги. "Мой тренер по фитнесу заметил, что у меня одна рука накачана сильней другой — чтобы закрыть дверь самолета приходится прикладывать большое усилие. А иногда тележка с напитками ломается, и приходится не катить ее, а толкать под смех пассажиров", — признается стюардесса Елена.

Но самое сложное, по словам ребят, — смена часовых поясов. "Минздрав рекомендует пересекать пять часовых поясов не чаще чем раз в полгода. А тут ты каждую неделю это делаешь. Был случай, когда я после рейса в Нью-Йорк (минус семь к нашему времени) отправился в Пекин (плюс пять). Ходил слегка зомбированный. Какой-то отпечаток на организм это наверняка накладывает… Хотя есть стюардессы, которые летают еще с советских времен и на здоровье не жалуются", — говорит Константин.

Считается, что у стюардесс из-за частых перегрузок, перепадов давления — проблемы с зачатием ребенка. "Но это врачи говорят. У меня и моих знакомых девочек — все нормально, я сейчас ребенка жду", — говорит Елена.

БЕЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ. "Когда я был стюардом, у меня не было никакой личной жизни: побыл с девушкой день-два — улетел на неделю. Прилетел на сутки — исчез на восемь. Побыл сутки, и опять тебя нет три дня, — признается теперь уже менеджер рекламного агенства Константин Кравец. — И когда возвращаешься домой после 10 часов полета — не до разговоров, нужно отдохнуть, а то просто перестаешь понимать, где ты".

ЗАРАБОТОК и $100 ЗА "ПОКУРИТЬ В ТУАЛЕТЕ"

Средняя зарплата рядового бортпроводника в Украине — 5—6 тыс. грн. (в зависимости от авиакомпании). "Мы постоянно твердим о том, что у нас европейский уровень сервиса, но на Западе стюардессы получают примерно $3 тыс., да и в крупных российских авиакомпаниях платят около $2 тыс.", — рассказывает бортпроводник Вениамин Тимошенко. Что же касается пенсии, до недавнего времени профессия "бортпроводник" приравнивалась к "обслуживающему персоналу", и пенсию они получали минимальную — 850 грн. Но, по словам стюардесс, в этом году они вновь стали летным составом, и, соответственно, взлетела и сумма их пенсий, она теперь 2—3 тыс. грн. Но выходить на нее стюардессы не спешат."После многих лет в небе тяжело найти себя на земле. Многие бортпроводники устраиваются диспетчерами в аэропортах, ищут другую работу в авиакомпаниях. Но многие ребята и не ждут пенсионного возраста. Летают, смотрят мир и параллельно получают второе высшее образование. Спустя 5—6 лет, сами уходят на другую работу", — рассказывает стюардесса Елена.

ПРИРАБОТОК. "Бывает так, что предлагают что-то привезти из другой страны, или отвезти в другую страну. Один американец постоянно заказывал мне два килограмма гречки. Многие украинцы были готовы заплатить полторы сотни долларов за доставку айфона. Но я не считаю это контрабандой, это — приработок. Зарплата у меня была маленькая, но благодаря командировочным в конце месяца получалась нормальная сумма. Но надо же на что-то есть-пить за границей, что-то привезти в подарок девушке. И такой приработок зазорным не считается, — говорит экс-бортпроводник Константин Кравец. — Это не контрабанда в промышленных масштабах. Большинство привезет из Штатов макбук — и рад. Я же знаю, кто как живет из коллег и на чем ездит. Да и таможенники осматривают нас очень жестко: дескать, "вы же все — контрабандисты".

Еще о приработке. По словам стюардесс, не редки случаи, когда пассажиры оставляют чаевые, иногда и $100. По инструкции, от них надо вежливо отказываться, но часто и это становится прибавкой к зарплате. Также нам рассказывали о случаях, когда бортпроводники за деньги разрешали пассажирам покурить в туалете. Получали за это также до $100.

БРАК НА НЕБЕСАХ: НА СТЮАРДЕССАХ ЖЕНИЛИСЬ ПУТИН И АБРАМОВИЧ

"Раньше подавляющая часть бортпроводников выбирала профессию из-за ореола романтики. Но с каждым годом все больше и больше тех, кто приходит к нам только в расчете получить хорошую зарплату", — считают в комплексе управления персоналом МАУ. Стюардессы же в разговоре с нами признались, что их можно условно разделить на три группы. Первые выбрали профессию из-за любви к полетам, желания посмотреть мир. Вторые продолжают династию — их родители пилоты или стюардессы. Есть и те, кто рассчитывает встретить на борту свою половинку. И заметим, не одна "небесная ласточка" окольцовывала завидного жениха: и Роман Абрамович, и Владимир Путин в свое время не устояли перед обоянием стюардесс. Людмила Путина около двух лет летала на внутрених рейсах, а с будущим мужем познакомилась в 1981 году, когда отправилась в отпуск в Ленинград (ВВП в то время служил в Ленинградском управлении КГБ).

Абрамович встретил свою вторую жену Ирину в начале 1990-хх. Она работала на международных линиях, а Роман был начинающим бизнесменом и часто летал в Германию.

САМОЕ НЕОБЫЧНОЕ "ОПЕРЕНИЕ" НЕБЕСНЫХ ЛАСТОЧЕК

Испания. Суперстильно

Эстония. Орнамент из снежинок

Таиланд. Яркая экзотика

Австралия. В стили милитари

Вьетнам. Использование национальных мотивов добавляет шарма стюардессам

Ямайка. Одеваться строго — не в местных правилах

КОГО БЕРУТ В БОРТПРОВОДНИКИ

Дорогу в небо могут закрыть пирсинг и слишком высокий рост.

Возраст. В среднем 21—27 лет, (есть компании, где нижняя планка — 19, а верхняя — 35, а при наличии опыта — и 40 лет включительно)

Рост. Женщины — 165—175 см, мужчины — 175—185 см

Вес. Должен отвечать формуле: рост в сантиметрах минус 100—110

Образование. Во многих авиакомпаниях требуют высшее образование

Знание языков. Грамотная разговорная речь, английский — не ниже среднего уровня

Внешний вид. Отсутствие шрамов, ожогов, татуировок и пирсинга на видимых частях тела, правильная осанка

Здоровье. Отсутствие хронических заболеваний, медкомиссия — обязательна

Черты характера. Уравновешенность, сдержанность, способность разрешать конфликтные ситуации, внимательность, вежливость, тактичность, улыбчивость, умение располагать к себе людей (блеснуть этими качествами можно на собеседовании)

Прочие требования. Отсутствие судимости, гражданство Украины, умение плавать

Источник: пресс-служба МАУ, сайты авиакомпаний

Если вы хотите стать бортпроводником — следите за вакансиями на сайтах авиакомпаний. Если пройдете отбор, вас отправят на спецкурсы. Но можно овладеть профессией и на платных курсах в главном учебном и сертификационном центре гражданской авиации Украины.