Секреты циркачей: халтурят в барах и не считают палки

12 марта 2010, 17:44
Украинские циркачи выигрывают Гран-при самых престижных конкурсов в Монте-Карло и в Москве, но на родине получают копейки.

Тренировка. Дрессировщики — Юлия и Николай Козыревы — под руководством Людмилы Шевченко оттачивают номер часами. Премьера — осенью. Национальный цирк Украины

Цирк — неиссякаемый праздник жизни. Так думают непосвященные зрители. Но что происходит за кулисами, когда завершается представление, замолкает оркестр, гаснут софиты и манеж окунается в полутьму? "Сегодня" решила разузнать о рабочих буднях и бытовых тяготах цирковых артистов, их секретах, талисманах и мистике.

Обычное утро Национального цирка Украины в Киеве: кто-то разбирает реквизит, кто-то кормит животных, а кто-то собирается на репетицию. "Суматоха — это обычное дело. В штате у нас 60 артистов, не считая обслуживающего персонала. Народ часами отрабатывает трюки, — рассказывает нам Владимир Шевченко, директор Национального цирка Украины. — Вообще наша работа — это каторжный труд. Далеко не каждый человек с хорошей физической подготовкой может стать артистом. Цирком нужно болеть. Артист должен думать, обладать эрудицией, например, в истории цирка. Это помогает не повторяться, когда готовишь новый номер, а выдавать свое выступление в совершенно новом формате".

Реклама

И действительно, когда наблюдаешь за репетициями на манеже, понимаешь, как много скрыто от глаз зрителя. Вот дрессировщики обезьянок Надежда и Андрей Теплыгины занимаются со своими воспитанниками. Мартышки, одетые в костюмчики, резвятся, словно дети: прыгают с мячиками, танцуют под музыку, играют в прятки. В такой вот форме и происходит отработка трюков: Андрей как бы в шутку подбрасывает обезьянку в воздух. Мартышка, делая кувырок в воздухе, ловко приземляется на руки дрессировщика и, получая лакомство, целует "папу".

Пытаясь выбраться из манежа, мы чуть не запутались в кулисах. Но выход оказался закрыт, потому что шла репетиция. Выбираться назад было опасно, ведь артисты цирка предупреждали: животные могут укусить. "Ничего, выходите, мы подержим обезьян, но ближе 6—8 метров не приближайтесь", — сказали дрессировщики Теплыгины. Вышли к клеткам с животными: лошадки, козлы и прочая живность спокойно что-то жует в стойлах. В одном из вольеров громко заливалась трелью неведомая птица. Громогласное: "Заткнись!" от дрессировщика заставило замолкнуть не только пернатую, но и проходивших мимо артистов.

Увы, но детское ощущение сказки тает в коридорах цирка. Разруха. Многие помещения не ремонтировались уже более 20 лет, и когда дождутся отделки, неизвестно. "Из госбюджета нам полностью выплачивают зарплату, частично на поддержание здания, остальное за свой счет. То, что зарабатываем, идет на постановку шоу, например, на пошив костюмов и создание реквизита. Мы любыми силами стараемся сохранить наши кадры, но удержать артистов очень сложно — говорит Владимир Шевченко. — В Украине артист получает в среднем 3000 грн./мес., а за границей можно заработать порядка 3000 евро. Поэтому украинская элита постоянно на гастролях. К примеру, только в знаменитом канадском цирке "Дю Солей" ("Цирк Солнца") работает до 40% наших артистов. Те, кто уже на пенсии, тренируют новичков. У нас же из молодняка работают в основном те, у кого родители — артисты цирка".

Реклама

"ЕСТЬ МЕЧТА — ОРГАНИЗОВАТЬ ЦИРКОВОЙ ФЕСТИВАЛЬ В КИЕВЕ"

Рулевой. Готовит себе замену. Фото из семейного архива

Реклама

Представитель одной из самых знаменитых в Украине цирковых династий 63-летний Владимир Шевченко в первый раз выступил с хищниками в 14 лет.

"Мой отец и дед занимались дрессурой животных. Когда был подростком, отец неожиданно получил травму ноги на репетиции с медведем. Гастроли проходили в Харькове. Так как билеты были уже проданы, пришлось заменять его в трюках с 6 львицами. Так что мое боевое крещение было экстремальным, — рассказывает Шевченко. — Со своей супругой Людмилой больше 45 лет выступаем вместе. Наша семья — уже бренд. Но время идет, и сейчас готовим себе замену. Передаем номер ученикам Юлии и Николаю Козыревым, которые работают нашими ассистентами около 10 лет. Кстати, в Киеве их дебют состоится этой осенью".

Сейчас Шевченко — директор Национального цирка. "Очень хочется организовать в Киеве большой цирковой фестиваль. Но нужны деньги. Фестиваль в Монте-Карло, к примеру, стоит 1,2 млн евро, а в Московском цирке на Цветном бульваре обходится в 800 тысяч евро. Когда артистов приглашают на такие конкурсы, организаторы берут на себя оплату всех расходов: переезд труппы со всем реквизитом, кормление животных, гонорары. Организатор не зарабатывает на этом денег. Но это серьезная дань престижу державы", — говорит Шевченко.

МАНЕЖ МОЖЕТ ОТОМСТИТЬ

Артисты цирка очень суеверны. Одно из главных цирковых правил — уважительное отношение к манежу. "Нельзя садиться к нему спиной, иначе коллеги могут пнуть в спину. Лузгать семечки на манеже — тоже оскорбительно. Во время представления артистам запрещено проходить по центру арены, исключение только для ведущего. Еще один плохой знак: подсчитывать, сколько осталось до конца гастролей выступлений (на цирковом жаргоне — палок, из-за того, что в табелях рисовали палочки, учитывая представления). Один мой коллега этим грешил, из-за чего бывали несчастные случаи в виде переломов или других травм", — говорит заслуженный артист Украины Сергей Дидык.

"ВМЕСТО ЦИРКА — НОМЕР В РЕСТОРАНЕ"

Кобзов. Начинал акробатом. Фото пресс-службы ВОО "Цирковой союз Кобзова"

Цирк вполне может быть успешным бизнесом, уверен президент Всеукраинской общественной организации "Цирковой союз Кобзова" Николай Кобзов. "В Украине около 40 частных цирков, а в Германии, к примеру, около 400. Тяжело раскручивать и поддерживать имя — нужно принимать участие во многих социальных акциях, благотворительности. Государственные и частные цирки не хотят этого делать. Почему-то многие мои коллеги застенчиво уверяют, что работают исключительно из любви к искусству. Артисты же пытаются при минимальном реквизите заработать максимальные деньги. Отдают предпочтение партерным номерам, которые можно показать и в варьете, и даже в ресторане. А мне ведь надо чем-то заполнять манеж. Например, номера с животными сейчас большая редкость — за них платят хорошие деньги и для артистов это выгодно, но прежде нужно вложить немало средств в покупку животных и подготовку номера, кроме того, в Украине сейчас нет школы дрессуры".

Почти все наши артисты стараются зарабатывать в Европе. Там в среднем зарплата — 200—250 евро в день, обычно гастроли ограничиваются 20 рабочими днями. Впрочем, многое зависит от имени и номера, бывает, что артист и по 1000 евро зарабатывает. Кстати, если у артиста нет личного вагончика для ночлега, то местные цирки дают их в аренду за 100 евро в день.

ГНИЛЫЕ ФРУКТЫ — ТОЖЕ НАГРАДА

Под куполом. Акробаты выступают без страховки. Фото из семейного архива

Заслуженный артист Украины Сергей Дидык в цирке полжизни — больше 25 лет. Его акробатический ансамбль "Энергия" из 9 артистов — неоднократный призер и лауреат цирковых конкурсов. В списке побед особое место занимает спецнаграда, полученная в 2004 году на самом престижном мировом фестивале циркового искусства в Монте-Карло. "Все это только благодаря упорной работе и жесткой дисциплине. Не делаю исключения ни для подчиненных, ни для жены и сына. А как же иначе, если ребята работают без страховки на высоте 6—7 метров? Прыжки с одной качели на другую, перевороты — все это опасно для жизни. Поэтому ошибок быть не должно, — говорит г-н Дидык. — Мы уже второй год гастролируем в Англии. Публика от удовольствия топает, кричит, хлопает. Но раз в жизни достались и гнилые фрукты. Выступали в Баку и вдруг на голову посыпалось что-то вязкое. Причем бросали циркачи-бакинцы! Оказалось, что в Азербайджане это считается чем-то вроде посвящения".

ЗАЛЕВСКИЙ: РАСТИТ СМЕНУ В БЕРДИЧЕВЕ

Чудеса пластики. Залевского знают и любят во всем мире. Фото tsn.ua

Гуттаперчевый человек Анатолий Залевский в 1999 году первым из украинских артистов завоевал в Монте-Карло циркового "Оскара" — "Золотого клоуна". К примеру, российские артисты не могут взять "клоуна" уже 12 лет, притом что Россия намного мощнее нас в цирковом искусстве. Но, несмотря на мировую славу, Анатолий прикипел душой к родному Бердичеву, где он делал первые шаги артиста. В октябре прошлого года он открыл там собственную арт-студию "Ризома" (так же называется его спектакль — переводится как "корневище", "основание").

"Наши детки выступали на детском Евровидении. 6-летняя Карина Рудницкая и 7-летний Юрий Кузинский вышли в финал шоу "Україна має талант", — рассказывает преподаватель хореографии арт-студии Станислава Вакула. — Правда, сам Толик у нас редкий гость — у него множество заграничных гастролей".

ДОМ — ГОСТИНИЦА, А УДАЧА — В НОСКАХ!

Наездники. Трюки киевлян на надувных баллонах покорили Москву. Фото из семейного архива

Номеру "Акробаты на баллонах", поставленному киевлянином Олегом Рыбченко, всего 7 лет. Но это феерическое шоу уже покорило цирковой мир. Восемь озорных ребят, одетые в костюмы байкеров, мастерски передвигаются на надутых баллонах, напоминающих разрисованные шины от "КамАЗа", словно на мотоциклах. Побед у артистов немало. Особо же ребята гордятся "золотом", которое получили в 2005 году на Международном фестивале циркового искусства на Цветном бульваре в Москве. 39-летняя Наталья Соляник, единственная женщина, задействованная в трюках (она жена постановщика номера Олега Рыбченко), пришла в цирк из классического балета. "Наш дом там, где мы работаем. Сегодня Севастополь, завтра — Минск, послезавтра — Москва. Живем в гостиницах или общежитиях, в однокомнатных номерах с кухней, санузлом. Главное во время поездок — не забыть счастливые вещи, которые надеваешь во время выступлений. Это может быть нижнее белье или носки".

"ОСКАР" ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ С 13 МЕТРОВ

Любовь. В этом номере Дмитрий держит партнершу... зубами. Фото пресс-службы цирка Кобзов

Дмитрий Григоров и Олеся Шульга — воздушные гимнасты на ремнях. В январе 2009 года они получили Гран-при фестиваля в Монте-Карло "Золотого клоуна" за номер "Полет страсти", который выполняется без страховки. А за 12 лет до своего триумфа Дмитрий едва не расстался с цирковой карьерой. В 1996 году на утреннем представлении гимнаст спускался по канату в киевском цирке и сорвался на манеж с 13-метровой высоты. Результат: осколочные переломы рук, лодыжки, раздробленная пятка. Врачи были неуверены, сможет ли он даже ходить. На реабилитацию ушло больше двух лет: кости срослись неправильно, их пришлось ломать. Проведя год в постели, Дмитрий еще долго приводил свое тело в форму. Зато именно тогда он познакомился со своей будущей женой Аллой. Ее сестра Олеся стала его партнершей под куполом, и вместе они сумели переплюнуть по зрелищности дрессировщиков с 12 тиграми, которым достался лишь "серебряный" клоун.

НА ПОДГОТОВКУ НОМЕРА СО ЛЬВАМИ ПОТРАТИЛ ТРИ ГОДА И $100 ТЫСЯЧ

Смертельный номер. Львы постоянно норовят укусить Влада. Фото из семейного архива

32-летний Владислав Гончаров уже 11 лет дрессирует львов, используя гуманный метод — на выступлениях он "воспитывает" царей зверей без кнута и палки, чем удивляет зрителей и коллег. Такое уважительное отношение ко львам, а их у Гончарова сейчас восемь, оценило жюри Международного фестиваля циркового искусства в Будапеште. В январе 2010-го дрессировщик получил у венгров "золото". "На постановку номера ушло три года и примерно $100 тысяч. Это очень дорогостоящее шо,у хотя бы потому, что покупка одного "котенка" обходится где-то в $2000. А еще питание, строительство клеток для перевозки, защитных решеток для манежа... И все это за свои деньги. Но гастроли полностью окупили затраты", — рассказывает дрессировщик.

В работе не обходится без форс-мажоров. Семилетние львы частенько демонстрируют свой капризный характер. "Самый сложный трюк "В пасти льва" мы делаем на пару со львом Цезарем. И хотя он попал ко мне малышом, дважды хотел укусить меня за голову. Благо я удержал пасть руками", — вспоминает Гончаров. А еще случались у дрессировщика курьезы. "Раньше у меня в номере были змеи. Был трюк, когда брал голову удава к себе в рот. Пару раз змея была чем-то больна, и я потом долго лечил стоматит (воспаление слизистой ротовой полости. — Авт.)", — смеется Владислав.