Сельский "Кулибин" заправляет трактор самогоном

12 ноября 2007, 12:24
Житель села Новоселица Вильшанская Дмитрий Сухецкий собрал своими руками трактор, который работает на этиловом спирте.

Фото А. Яремчука

Дмитрия Сухецкого в Новоселице Вильшанской знают не иначе как самоделкина. Нет такого дела, которое не было бы подвластно рукам Гавриловича. У фермера небольшой автопарк техники — сельхозмашины, "газелька", грузовичок, но самая большая гордость — мини-трактор, собранный по запчастям самим хозяином. Для мини-чуда — отдельный гараж. Гостеприимный Дмитрий любит показать свою железную лошадку.

НА БУКВУ "Ю". "Собрал из того, что было, — делится мастер. — Двигатель из старой "Победы" купил у соседей за 500 грн., карбюратор — с "Жигулей", передний мост — с комбайна, задний — с "газа", крышка капота когда-то была холодильником, рама самодельная, сиденье из "Опель-Кадетта", а руль с "Мерседеса" снял". Во время "оранжевой революции" тракторишка получил имя одного из его лидеров — на букву "Ю". Кто из двух известных политиков кроется под ним, сельский предприниматель категорически отказался уточнять — мол, разочаровался в событиях 2004 года, как все, и вспоминать об этом не любит, даже сердится.

Реклама

НОУ-ХАУ ПОСЛЕ ОБИДЫ. Рассматривая маленькое чудо Дмитрия, мужики смеялись: "Да что там твой тракторишко может..." Дмитрий обиделся: "Ну я вам покажу!" Прикрепил трос к 7-тонному трактору, и "малыш" на удивление легко завелся и потянул! А в нем-то самом всего полторы тонны! А однажды решил на своем изобретении проверить возможность ездить на этиловом спирте. Достать же чистейшего этанола в селе не проблема — самогон тут гонят чуть ли не в каждой хате. Но сам хозяин давно завязал — "мотор" пошаливает, беречься нужно. Так и залил однажды в бак бутылку первака и трактор двинулся с места! "Только нужен спирт не ниже 80 градусов и без примесей, иначе не заведется.

Это не мое изобретение, просто поэкспериментировать захотелось, — признается "Кулибин", — Спирт издавна пытались использовать как топливо, а в Бразилии — я там был и читал много — на спирту и сейчас все машины ездят. В масштабах страны Украина могла бы перейти на такое топливо, если спирт гнать из дешевых сельхозкультур или из тех, что на полях остаются, — картошка, свекла мерзлая, из жмыха и даже из опилок. А так, конечно, невыгодно — дороговато водкой заправлять". Мужики негодуют. "Как же так, первак — в трубу!" — на моих глазах сосед изобретателя принюхивался к содержимому бензобака. А самоделкин смеется в усы: "Да они меня тут съедят, если буду "продукт" переводить постоянно. Потому езжу на спирте только ради забавы".

БЕНЗИНОВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

Реклама

Первые двигатели Генри Форда работали на этиловом спирте. Первый "квадрацикл", собранный им в 1896 году заправлялся этанолом, не смотря на то, что автомобили немецких инженеров уже почти 10 лет работали на бензине. Первый линейный автомобиль Форда, получивший распространение — знаменитая "Модель Т" отлично бегал на этиловом спирте, бензине и на их смеси. Автомобильный магнат был настолько уверен в будущем спиртовых автомашин, что даже пострил завод по переногонке С2H5OH. Но когда в 1907 г. в Техасе были открыты крупные залежи нефти, бензин резко подешевел и потеснил спирт. Но до сих пор самым распространенным видом биотоплива считается этанол.

В 13 ЛЕТ С ПОМОЩЬЮ ЛОДКИ И ПРОСТЫНИ ПОКОРЯЛ ЧЕРНОЕ МОРЕ

Дом Сухецкого в селе легко узнать — прямо на заборе красуется огромный металлический якорь. Свое морское прошлое — 10 лет отходил на торговом судне на Северном флоте — Дмитрий Гаврилович вспоминает с удовольствием: показывает старые альбомы с фотографиями, на видном месте — деревянный макет судна, рассказывает десятки моряцких историй.

Реклама

Трудно найти место на карте, где не побывал бы Сухецкий: тут и Европа, и Америка, на Кубе раз 30 был. Вспоминает, как 13-летним пацаном с другом купили на сэкономленные деньги лодку, натянули из простыни паруса, запаслись консервами и двинулись через Днепр в Черное море. Романтиков сняли с пути очень быстро, но мечту свою Дмитрий исполнил — закончил мореходку и отходил на флоте сотни миль. Но любовь к технике, как и к морю, развивалась параллельно: читал технические книги, журналы, получил квалификацию автослесаря. В жизни пригодилось. Дмитрий смеется: "Я, как Остап Бендер, знаю 100 способов, как заработать". Ложится к вечеру, пару часов спит, а потом изобретать и комбинировать начинает: самые интересные идеи ночью приходят. Так и мельницу ветряную придумал. Это после трактора его вторая гордость — ветроэнергетическая установка, которая вырабатывает энергию из ветра. Мельницу Дмитрий по чертежам сконструировал сам: лопасти — из бывших капотов машин, остальные части тоже собирал по крупицам. Эта установка автономно отапливает дом, отличная экономия для хозяйства.

Дом у Сухецкого двухэтажный, добротный из кирпича — тоже сам строил. "И швец, и жнец и на дуде игрец", — говорит о себе Дмитрий. Жена и дети в Киеве живут, к нему наведываются на выходные. А он десять лет назад решил на историческую родину перебраться, старость встречать, ведь шестой десяток скоро разменяет. А когда-то давно Дмитрий покинул подростком отчий дом в простеньком костюмчике и парусиновых туфлях на босу ногу. И тогда обещал себе — вернусь в село состоявшимся человеком. Так и получилось. Теперь односельчане к Дмитрию Гавриловичу за помощью ходят — кто подзаработать просится, кому картошку техникой посадить, кому "газелькой" гостей отвезти, кому машину подрихтовать. А кто и просто на огонек заходит — у доброго хозяина для гостей всегда угощение найдется.

Смотрите: ФОТОРЕПОРТАЖ