Семейный детдом: когда детдомовские дети становятся родными

17 декабря 2007, 19:41
20% украинцев не могут обзавестись детьми из-за законодательных дебрей. Семье Коган из Донецка это удалось и на сегодня у них десять детей.

Семья. Здесь не побоялись осчастливить пятерых приемных малышей — ведь "своих" у мамы Оли и папы Сашы было уже пятеро. Фото Я.Ткаченко

Детский дом семейного типа — пока явление скорее исключительное. В том числе из-за законодательных путаниц. Скажем, какого метража должно быть жилье родителей законом не оговаривается. И чиновник может решить, что для создания дома семейного типа и "двушки" мало и будет прав. Но при этом по закону местные власти обязаны выделять новое жилье в таких случаях. А у них, как правило, средств нет. Вот и выходит, что, по данным соцопросов, создать большущую семью хочет каждая пятая супружеская пара, а могут единицы. Они не перестают нас удивлять. В их числе донецкая семья Коган. У них 10 детишек. И родители уверяют — это не предел.

Пока я добиралась до нового дома, где живет большая семья Коган, я поняла значение фразы "у черта на куличках". Вокруг — унылый частный сектор и зимняя глубокая тишина окраины большого города.

Реклама

Командированный мне в провожатые 16-летний Алеша — старший из мальчишек в дружном семействе — по пути рассказывает, что раньше они жили в доме по улице Щетинина, тоже далековато, зато школа, куда он ходил, была хорошая. Сейчас школа — украиноязычная, и Алексею, по его словам, трудновато.

ВДВОЕ ЗА ДВА ГОДА. В принципе, забота городских властей Донецка, слава богу, не ограничилась выделением квартиры, а точнее – двух квартир, соединенных в одну. В уютной большой квартире, наполненной детскими голосами, есть все необходимое для того, чтобы дети чувствовали себя именно дома – много мягких игрушек, компьютер, большой телевизор, двухэтажные кровати и самое главное – мама.

Ольга Анатольевна Коган встречает меня горячим чаем и сладостями – я пришла именно в то время, когда детвора садится чаевничать.

Реклама

— Режим, — кивает Ольга Анатольевна на небольшой листочек, пришпиленный к стене. — Таков уж наш уклад: надо готовить этих детей к жизни методично и каждый день. Мы учим всех деток и убирать за собой, и мыть свою тарелочку, и даже стирать свои носочки-трусики. Чай попили – чашки вымыли – тогда можно и поиграть.

В это время под столом появляется кот. Он деловито вылизывает лапу. Как выясняется, усатый товарищ по играм носит забавную кличку Он-Девочка (иногда откликается и на Лапочку). Кроме него тут еще проживают два толстых веселых щенка и одна скромница черепаха, которая не появилась даже поздороваться…

Я просматриваю старые вырезки из газет и понимаю, что везде идет речь о пяти детях этого большого семейства — Кристина, ее брат Димочка, Вика, Алеша и Ваня. Но по квартире бегают и играют десятеро!

Реклама

Ольга Анатольевна улыбается:

— Да, за 2,5 года нашего полку прибыло. Вот Руслана — наша худенькая тростиночка, вот братья Женя и Данильчик, а вот Настя и Ксюша, которые у нас с мая этого года. Настя уже взрослая – ей 12 лет. Помню, когда похолодало, пошли мы на рынок покупать ей теплые вещи. Подошли к полкам, где лежали шапочки и шарфики, говорю: "Настя, выбирай!" Она стоит, смотрит на все это великолепие, носом шмыгает, а по щекам слезы ползут. Она поверить не могла, что это ей и что можно выбирать.

За стол с нами садится Ксюша. Она рассказывает, как "давно-давно" некий дядя Алик, который "продавал маме наркотики", водил их под церковь и заставлял просить милостыню. Которую, конечно же, отбирал…

ПРОШЛОЕ. Каждый из этих детей может рассказать примерно такую же историю. Каждый из них за свои годы уже успел столкнуться с жестокостью и предательством взрослых.

— Почти все детки до 3 лет не умели говорить или говорили очень плохо, — рассказывает Ольга Анатольевна, едва сдерживая слезы. — Зато копировали поведение взрослых, например, Дима садился за стол, стучал по нему кулаком и говорил: "Дашь водки?" Викусю вообще считали немой, пока мой знакомый логопед не сказал мне, что девочка говорить все-таки будет. Мы занимались день и ночь, речь у девочки пока не очень правильная, но в будущем все будет хорошо.

— Помню, пошла я с Кристиной в магазин, — продолжает Ольга Анатольевна. — Купили палку колбасы и что-то по мелочам. Так девочка шла домой и несла колбасу за веревочку в руке: "Мама, пусть все видят, что у нас дома колбаса есть".

Руслана, перед тем как попасть в семью Коган, жила в семье одной бабушки. Бабушка пригрела сироту, обласкала и… вернула обратно в приют. Мол, родные дети и внуки воспротивились. А вот родные дети "мамы Оли" и "папы Саши" (которых, к слову, пятеро, не считая внучек) ездили с родителями в приют и знакомились с каждым ребенком.

— Где же папа? — оглядываюсь я.

— Папа наш на даче, — говорит Ольга Анатольевна. — Нам одна бабуся уступила свой домик. Теперь мы там выращивает вешенки, засаливаем капусту, огурцы. А еще один мужчина отдал нам по доверенности автомобиль Sens, так что теперь в магазин ездить легче. Мы же берем не килограммами, а ящиками или мешками. За один раз берем мешок муки, мешок сахара, мешок крупы… Семья большая, всех на ноги поставить надо.

— Сколько же государство платить на каждого ребенка? — не удерживаюсь я от меркантильного вопроса.

— Сейчас на каждого ребенка, который находится в детском доме семейного типа, выплачивается 2 прожиточных минимума. Именно поэтому в нашей жизни появились родственники некоторых деток, которые желают вернуть их себе. А ведь когда получали по 90 грн. на человека, то никого из родичей и в помине не было. Но эти дети уже никуда не хотят идти, им здесь хорошо. Понимаете, они чувствуют, что здесь их любят. Любят просто так.

Мы сидели в комнате старших девочек и тихонько ревели — журналист и мама большой семьи. Я – от жалости к этим детям, так рано взрослеющим, Ольга Анатольевна — от большого и доброго сердца.

СЕМЬЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ КУРСОВ

Что нужно для создания дома семейного типа? Первое — собрать пакет документов: справку о здоровье родителей, в том числе от психиатра и нарколога, о несудимости, о жилищных условиях (при этом законом не предусмотрена сколько именно вы должны иметь "метров"), справку о доходах (на одного члена будущей большой семьи должно быть не меньше прожиточного минимума — 460 грн.), быть в таком возрасте, чтобы на момент совершеннолетия детей вам было меньше 55 лет. Второе — обратиться с заявлением в службу по делам детей по месту жительства или прописки, третье — пройти спецкурсы при областном центре детей, семьи и молодежи, четвертое — получить рекомендацию от специалистов, проводивших спецкурсы, и согласие остальных членов семьи, в том числе биологических детей, и оформить детский дом.

На каждого малыша государство будет выплачивать по 2 прожиточных минимума. А родителям — зарплату в размере 35% от этой суммы, но не больше 2 400 грн. Но сопредседатель Всеукраинской организации "Служба защиты детей" Людмила Волынец рекомендует для начала все же оформить приемную семью. Ведь много детишек — серьезная психологическая нагрузка, которая не под силу порой даже профессиональным воспитателям.

ПРЕЗИДЕНТ СТАНЕТ НИКОЛАЕМ

Сегодня в донецкой области пройдет благотворительное мероприятие "Шахтер — детям". Президент ФК "Шахтер" Ринат Ахметов и его друг композитор Игорь Крутой, побывают в детском доме "Пташеня", доме семейного типа семьи Коган и в донецкой общеобразовательной школе-интернате №2 для детей с недостатками умственного и физического развития.

В этом году новогодняя акция организована совместно с Благотворительным Фондом "Развитие Украины" с общим бюджетом в 3,984 млн грн. Детвора получит коляски, в том числе для страдающих ДЦП, компьютер, синтезатор и конечно конфеты. Остальные средства будут перечислены на счета всех детских учреждений, о которых заботятся благотворители. А их на сегодня — 103.