Чеченке, потерявшей дочерей при переходе из Украины в Польшу, предлагают статус беженки, а муж хочет отправить ее в Москву

18 сентября 2007, 07:36
Малышки 6, 10 и 13 лет насмерть замерзли в горах Бещады.

Больница. Жена президента предлагает остаться в Польше. Фото Gazeta Wyborcza

Реклама

Судьба 35-летней чеченки Камисы Джамалдиновой, которая во время неудачного нелегального перехода через границу лишилась трех дочерей, остается под вопросом. С одной стороны, жена президента Польши Мария Качинська, приехав в больницу города Устшики Дольне, где находится женщина с выжившим 2-летним сыном Магомедом, пообещала, что предоставит ей статус политического беженца, если та за ним обратится. С другой, ее муж Ханпаша, который сейчас во Львове, вчера заявил "Сегодня", что хочет, чтобы женщина вернулась назад в Россию хоронить дочерей. И наконец, вполне возможно, что против Камисы, после того, как ее допросят, будет возбуждено уголовное дело за неумышленное доведение детей до смерти, что по польским законам влечет до 5 лет тюрьмы.

Зигмунт Слабик, главный прокурор города Леско, заявил газете "Факт", что не хотел бы наказывать женщину, которая и так пострадала. "Что я должен делать? В тюрьму ее посадить? Это было бы не по-человечески", — сказал он. Но это не отменяет того, что женщину могут признать виновной, если причиной смерти детей окажется ее халатное отношение, поскольку она могла предвидеть, что девочки не выдержат долго в горах без теплой одежды. Вчера женщину допросили две сотрудницы полиции, однако как сообщает Gazeta Wyborcza, подробности допроса прокуратура хранит в тайне. Известно только, что в Польшу женщина попала по ошибке, намеревалась идти в Словакию, но заблудилась. Кроме того, она утверждает, что шла с детьми сама, а не в составе группы нелегалов. За нелегальный переход границы в Польше дают до 1 года тюрьмы.

ПОХОРОНЫ В ЧЕЧНЕ. Вчера отец замерзших девочек Ханпаша Джамалдинов побывал в польском консульстве во Львове. После приема у генконсула невысокий мрачный мужчина заявил "Сегодня", что в больницу к выжившей жене и 2-летнему сыну не поедет. Он собирается сегодня ехать в Чечню — будет там ожидать тела погибших детей, которые должны доставить из морга польского Устшице Дольнее в Варшаву, а затем самолетом в Москву. "Для меня сейчас самое важное – предать земле моих девочек по чеченским традициям. А жену и сына после лечения в польском госпитале и завершения следствия попрошу отправить в Москву, у меня там живут родственники", – чеченец был немногословен. От волнения у него тряслись руки.

Реклама

По словам генконсула Польши во Львове Веслава Осуховского, г-н Джамалдинов обратился к ним, чтобы узнать последнюю информацию о жене и сыне, и за польской визой не обращался. "В последнее время он жил в Украине. Объяснил, что ситуация в Чечне беспокойная, и он хотел отправить детей туда, где живется лучше, за границу", – рассказал консул о своем разговоре с чеченцем.

Тем временем в Шали, в доме, где жила многодетная семья, царит печаль. Родственники и друзья Камисы и ее мужа собираются на траурную молитву. Бабушка погибших девочек Бирлант Минцаева, со слезами сказала агентству AFP, что пыталась отговорить семью от рискованного вояжа в Европу: "Она хотела уехать в Австрию или Швецию, я не могла ее остановить". Бирлант утверждает, что в Украину на помощь мужу выехали ее несколько родственников.

РЕАБИЛИТАЦИЯ. В Польше трагедия чеченской женщины вызвала резонанс. Десятки людей стали засыпать газеты письмами с предложениями о помощи. Так, психолог Мирослава Маерович-Клаус предлагает Камисе и сыну Магомеду бесплатно поселиться в ее собственной гостинице, расположенной в тихом лесном месте. Обычно свои номера с услугами психолога Мирослава сдает за 150 злотых в сутки (около 300 гривен). Своего согласия на переезд чеченка пока не давала.