Черновецкий-студент: работал грузчиком и жил впроголодь

5 марта 2009, 18:46
Лучший друг киевского мэра рассказал о студенческих годах Черновецкого — как устраивали застолья в парке с дешевым вином, спали на одном диване в харьковской квартире друга.

Леонид Черновецкий и Александр Павлищев, фото из личного архива

Все чаще в своих интервью мэр Киева, коренной харьковчанин, вспоминает о своей молодости: школьных годах и студенческих буднях. Недавно Леонид Михайлович упомянул, что самый надежный товарищ, с которым он познакомился еще в юности, до сих пор живет в Харькове, и они по сей день успешно продолжают общаться.

"Саша Павлищев помог мне в трудную минуту, когда мне было негде жить. Он не знал, что я заработаю много денег и вообще добьюсь того, что сегодня имею, а искренне и бескорыстно помогал во всем", — сказал тогда Черновецкий. Тот самый Саша, Александр Павлищев, сегодня успешный юрист, президент адвокатского объединения. В его кабинете, среди семейных фотографий, несколько снимков с Леней, так называет студенческого друга Павлищев. "Мы познакомились в начале семидесятых, когда Леня перевелся к нам на вечернее отделение, — вспоминает Александр Павлищев, — я был старостой группы, и, конечно, интересовался новыми людьми. Леня мне понравился сразу — аккуратный, тихий. Он уже тогда был с Алиной Айвазовой. Я к тому времени уже отслужил в армии, работал на заводе". После знакомства Павлищев узнал, что у Леонида Черновецкого не было постоянного места жительства, мать перебралась в Киев, общежития не предоставили, доводилось скитаться. Тогда староста и предложил другу пожить некоторое время в его квартире. "Это были самые скромные условия, две комнаты, без особых удобств. В одной — мама, в другой мы с Леней. Сейчас это кажется невозможным, но не было даже второй кровати, спали на диване. Леня частенько любит вспоминать тот период. Что ели тогда огурцы соленые, картошку жареную да капусту. Так и было, скромно жили, но душевно, дружно. Потом я устроил его на завод работать диспетчером участка башенных кранов. Это начало приносить небольшие деньги, потом ему предоставили наконец общежитие, и он смог переехать".

Реклама

ГОЛОДНЫЙ СТУДЕНТ. А за время учебы вечерник успел поработать и грузчиком в продуктовом магазине, и даже политвоспитателем в общежитии моторостроительного завода "Серп и Молот". После работы студент Черновецкий прибегал на занятия часто голодный. Отсидев пары, шли в парк — пообщаться, расслабиться. Устраивать большие гулянки средств не у кого не было. "Просто и скромно гуляли. Ну представьте, мы после работы, потом еще отучились, все уставшие. По традиции покупали пару бутылок "Бiлого мiцного" и шли в сквер или парк. Там раскладывали скромные угощения, колбасу молочную или варенку, свежий хлеб, будто только что из печки. Столом нам была лавочка, стаканчики брали на время в автоматах из под газировки".

Спустя много лет, когда друзья встретились в одном из самых престижных ресторанов Киева, стол был богатым и ломился от всевозможных яств. Отмечали День рождения Черновецкого — 50 лет. За столом только самые близкие, семья и несколько товарищей. "Тогда мы тоже вспоминали студенчество, как гуляли в парке. Какими были свободными. Леня, кстати, ничуть не изменился. Однажды был у него на работе, он уже был мэром. Я захожу в кабинет, а он, как аскет, какую-то кашу ест, чай пьет. Все просто. Сам он, кстати, готовит отменно, в харьковском ресторане нам принесли шикарное меню, выбор огромный, но у Лени тогда было плохо со здоровьем. Он сидел на строжайшей диете и попросил принести ему каких-то особых продуктов. Люди сели в машину, привезли, а он тут же засучил рукава и давай стряпать, все порезал, перемешал, посолил. Отличный салат получился".

За помощью к товарищу Павлищев не обращался ни разу, считал, что это неправильно. Но несколько лет назад перенес три инфаркта и оказался в больнице, врачи не давали гарантий, что он будет жить. "Тогда он позвонил моей жене и сказал, что нужно, как нужно. Он передал карточку, на счету было 25 000 евро и пополнял по необходимости. Так меня спасли, мы сразу уехали в Москву, там взялись делать операцию. Леня общался с моей женой, переживал, поддерживал. Тяжелое время, а он на связи".

Реклама

Сегодня друзья видятся от случая к случаю. Мечтают собраться студенческой компанией и отправиться на лодках по Донцу — к живописным уголкам Харьковской области, в Гайдары или Занки. "Один раз нашей компании удалось порыбачить у Лени на даче в Конча-Заспе, там река проходит прямо по территории. Мы вечером поговорили, утром решили рано встать и порыбачить, мы с парнями проснулись в шесть утра, в бассейне искупались, зарядку сделали, позавтракали, а Лени все нет".

Друзья уже начали подшучивать, что вся рыба уйдет, как вдруг появился хозяин — в костюмчике, с иголочки. Когда ему сказали, что рыбу ловить поздно, он отвел друзей к пирсу и продемонстрировал целую методику ловли. Много заброшенных с вечера снастей. "У нас эта компания еще со студенчества, можно сказать "Три мушкетера", а Леня — наш Дартаньян. Все, кстати преуспели в жизни. Был период, когда мы нечасто общались, я тогда работал в прокуратуре, Леня делал бизнес. Но потом он стал депутатом, мы встретились в Харькове, переговорили и я стал представлять его здесь. Сегодня больше общаемся по телефону. Он в основном звонит, в чем-то советуется, что-то рассказывает. Конечно, ему нелегко сейчас, много критики, много откровенных недоброжелателей, но он молодец. Идет по намеченному пути".

Александр Пасюта