Чорновил: "Убийство отца кроили грубо"

25 марта 2015, 07:55
За 16 лет дело так и не раскрыли

Фотограф: В. Милосердов

Сегодня 16 лет, как Украина живет без Вячеслава Чорновила. Бессменный лидер Народного Руха и реальный кандидат в президенты погиб при странных обстоятельствах 25 марта 1999 года в ДТП под Борисполем. Тойота "Королла", в которой он вместе с пресс-секретарем Руха Дмитрием Понамарчуком возвращался из Кировограда, врезалась в КамАЗ, чей водитель Владимир Куделя вдруг начал разворачиваться на ночной дороге. 

Трагическую гибель Чорновила в МВД назвали несчастным случаем, несмотря на множество нестыковок еще на этапе проведения первичных следственно-оперативных действий. Так, замалчивались важные обстоятельства: слежка наружного наблюдения за Чорновилом в Кировограде, затягивание сроков экспертиз, уничтожение "Тойоты" как важнейшего вещдока в деле, наличие нескольких следов от ударов на голове Чорновила (предположительно кастетами, которыми неизвестные якобы добивали его после столкновения с КамАЗом), другие подробности.

Реклама

Несколько раз дело прекращали и открывали вновь. В конце концов оно попало в Бориспольский горрайсуд, который после ряда заседаний так и не признал виновным в гибели Чорновила водителя КамАЗа Куделю и закрыл дело. С решением не согласился Апелляционный суд Киевской области, направив почти год назад дело на дорасследование в прокуратуру, удовлетворив ходатайство потерпевших по делу. После этого оно оказалось в Следственном управлении столичного милицейского главка.

"К сожалению, никаких активных следственных действий не ведется, допросили только Тараса Чорновила и меня, видимо, ожидая каких-то указаний сверху, — сказал "Сегодня" бывший помощник министра внутренних дел, принимаваший участие в работе комиссии по расследованию, полковник милиции в отставке Николай Степаненко. — Дело в очередной раз забуксовало, так как надо допрашивать высокопоставленных в прошлом милицейских генералов, которые тогда всячески препятствовали раскрытию убийства Чорновила, фальсифицировали материалы, уничтожали улики, склоняли экспертов к даче заведомо ложных показаний. Это все должно стать основанием для возбуждения новых криминальных производств, не говоря уже о том, чтобы довести до ума старое дело".

"Некоторые соратники моего отца называли происшедшую с ним трагедию "идеальным убийством", умело инсценированным под банальное ДТП, — говорит Тарас Чорновил. — Какое-то время и я так считал. Но сейчас, столкнувшись с тем, как вяло дело слушалось в суде, изучив все 98 томов, могу утверждать, что никакое оно не идеальное. Это убийство, дикое и грубо скроенное. Все делалось косо-криво. Те, кто его замышлял, думаю, рассчитывали, что Куделя быстро попадет под амнистию, его отпустят на все четыре стороны, никто к этой истории больше не вернется и она никогда не дойдет до суда. Только годы спустя после наших многократных просьб, требований, ходатайств эксперты начали признаваться, что ничего не исследовали, подписывая заключения не глядя, под давлением, и экспертизы липовые, и повреждения на "Тойоте" не могли возникнуть вследствие тех обстоятельств, которые были в действительности, да и то, что именно Куделя находился за рулем КамАЗа, вызывает сомнения. Дело разваливается на глазах. Тем не менее мы не дадим его в очередной раз заволокитить. И надеемся, Генпрокуратура нас поддержит.