Что изменится для водителей после отмены техосмотра

6 июля 2011, 06:52
Рада приняла закон об отмене ТО, который должен вступить в силу в августе.

Техосмотр. Авто на исправность будут проверять только на сертифицированных частных СТО. Фото: А. Савранский

Вчера Верховная Рада приняла закон, отменяющий техосмотр (ТО) для частных автомобилей, которые не используются в коммерческих целях. Проще говоря, это машины, на которых ездят лишь их владельцы, члены семьи, знакомые. Таких авто около 3 млн из 8,5 млн машин в Украине. Ответственность за их техсостояние возлагается на владельцев — сейчас исправность авто формально подтверждает талон техосмотра. Теперь же талоны исчезнут, но будут действительны до конца срока. Правда, инспектор ГАИ, как и ныне, сможет запретить движение неисправной машины (с чадящим двигателем, не работающими фарами и т. д.). Учитывая, что закон вступает в силу через 30 дней после опубликования (его еще должен подписать президент, которому на это отводится две недели), можно надеяться, что он начнет действовать с середины августа.

Для остальных транспортных средств (например, такси, грузовики и даже скутеры, на которых перевозят пиццу,) ТО остался, но у ГАИ отобрали право его проводить — оно осталось только у сертифицированных техстанций, которые выдадут акт об исправности авто (некий аналог канувшего в Лету талона). Кроме того, по словам главы комитета ВР по контролю за деятельностью правоохранительных органов Виктора Швеца (БЮТ), первые два года коммерческие авто будут освобождены от ТО в принципе. Затем все зависит от класса авто. Например, легковушки и грузовые до 3,5 тонн ("Газель", ЗиЛ-"Бычок") будут проверять раз в 2 года, такси и грузовики, перевозящие свыше 3,5 т и прицепы к ним — ежегодно, автобусы и спецмашины для перевозки опасных грузов — дважды в год. Ограничен и перечень систем авто, исправность которых будут контролировать: это тормоза, рулевое управление, световые приборы, шины, светопропускаемость стекла, газобалонное оборудование (при наличии). Сейчас, отметим, милиция может придраться к тому, что авто ржавое или с помятым крылом и не выдать талон ТО. Также отменены доверенности на управление автомобилем — достаточно предъявить инспектору ГАИ техпаспорт на авто и свои водительские права.

Реклама

По словам нардепа-регионала Юрия Мирошниченко, новый закон соответствует европейской практике, а потеря от отмены обязательных платежей за ТО (оценочно около 300 млн грн. в год. — Авт.) не критична для госбюджета. Да и сам ТО в нынешнем виде не гарантировал исправность автомобиля в течение года-двух с момента его прохождения и был источником коррупции. Ведь, не секрет, что инспекторы очень часто даже не видели авто, на которое давали талон. А потому при его страховании (КАСКО, автогражданка) агенты также не интересовались, есть ли у водителя талон, ведь он был формальностью. Сейчас, говорят страховщики, также ничего не изменится — машину осматривать при покупке обязательной автогражданки не будут.

А вот зававтохозяйством крупного холдинга Евгений Л. уверен, что платить коммерческим авто все равно придется — не в ГАИ, так на СТО, чтобы без проблем получить акт исправности: "Если это не опасно, например, стекла тонированы больше положеного, дешевле будет откупиться, чем переделывать тонировку".

Юрист Алексей Святогор считает отмену техосмотра и доверенностей правильным шагом, но опасается, что через какое-то время эти нормы могут вернуть под предлогом, что, мол, увеличилось количество аварий из-за неисправных авто.

Реклама

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ-ЧАСТНИКА

1. Не нужно проходить техосмотр — экономия времени и денег (от 400 до 1000 грн.). Но увеличивается ответственность за выезд на неисправном автомобиле и попадание в ДТП, например, из-за отказавших тормозов станет отягчающим обстоятельством (ответственность прописана в законе о дорожном движении, но не удастся, как раньше, "спрятаться" за талон техосмотра, мол, авто было признано в ГАИ исправным, вот документ).

2. Не нужно оформлять доверенность на право управления автомобилем — экономия времени и денег (около 500 грн.)

Реклама

3. Не будет контроля со стороны ГАИ за уплатой штрафов за нарушения ПДД — сейчас без уплаты к техосмотру не допустят (записано в законе). Но это не значит, что штрафы можно не платить — их взыщут госисполнители.