Чтобы стать звонарем, киевлянин ушел с должности руководителя

30 марта 2010, 16:08
Павел Лашкевич сменил должность руководителя в строительном институте на "дирижера" самых громких колоколов страны — благовест Киево-Печерской лавры слышен в радиусе 7 км.

Звонарь Лашкевич. Вспоминает, что за последние годы болел гриппом один раз, летом, когда колокольню временно закрыли. Фото: Ефрем Лукацкий (Associated Press)

Павел Лашкевич создает самый мощный благовест в Украине — колокольный звон Печерской лавры, где он служит звонарем, слышен в радиусе 7 км. Ради этого больше 10 лет назад он оставил должность руководителя в строительном институте и пришел в Лавру послушником. С человеком, который в мороз, дождь и ветер поднимается на Большую лаврскую колокольню, чтобы "оживить" колокола, мы поговорили накануне Пасхи.

Павел забросил, по понятиям многих, комфортную жизнь после одного случая: "В конце 90-х как-то я вышел после вечерней службы из храма и обратил внимание на невосстановленный на то время Успенский собор. И тут зазвонили колокола. Это не передать словами, и мне подумалось: "Господи, не дай пройти мимо...", — вспоминает Павел Валентинович. — И уже через несколько дней я попросился обучить меня звонарному делу, целый год просто поднимался на колокольню и нажимал педаль, звучал один колокол. А в одну из Пасхальных ночей попросил доверить мне руководить процессом. Базовый несущий ритм — 60 ударов в минуту большого колокола. Тогда звук идет такими волнами и такой чистоты, которые приятны слуху".

Реклама

Существует четыре основных звона: благовест — несет благую весть о начале богослужения, перебор — погребальный звон — медленные одиночные удары в каждый колокол, перезвон — печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол, трезвон — звон во все колокола, самый торжественный: "Но в пост трезвонить нельзя — только в один колокол". А вот 7 дней после Пасхи каждый может попробовать позвонить. Правда, после того, как с лаврской колокольни бросился человек, теперь чтобы на нее подняться, нужно просить благословения в храме. Считается, что так человек набирается благодати.

В одном из российских институтов провели исследование — взяли пробу воздуха после того, как отзвонили колокола. Атмосфера оказалась такой стерильной, какая бывает в больничной операционной. И Павел вспоминает, что за последние годы болел гриппом один раз, летом, именно когда колокольню временно закрыли на реставрацию: "Многие приходят послушать колокольный звон в надежде вылечиться, и тем, кто верит, молится, помогает. К слову, если человек болен серьезно и он окажется рядом, то колокол может даже треснуть". Павел помнит чудо, которое наблюдал своими глазами 10 лет назад: "Нужно было начинать звонить, когда к Лавре подвезут мощи святого Пантелеймона, но мы не знали точного времени прибытия их из аэропорта. Стояла очень пасмурная погода, вдруг в районе Борисполя вспыхнуло зарево яркое. Так мы поняли, что самолет приземлился. Где-то через час мы стали звонить и не ошиблись".

Уже несколько лет во многих храмах из-за дефицита умельцев перешли на электронно-механические колокола, которые работают от сети. Хотя сами же церковнослужители говорят, что электронный звук никогда не заменит того, что исходит от человеческих рук — с душой и молитвой.

Реклама

Слушайте АУДИО

"ДРОВА РУБИТЬ — ТЯЖЕЛО, А ЗВОНИТЬ — В РАДОСТЬ"


Мария (слева) — звонарь

Реклама

Звонарями могут быть как мужчины, так и женщины. В большинстве женских монастырей сестры сами обучаются искусству. Больше десяти лет осваивает премудрости колокольного звона и сестра Мария в Зиминском монастыре на Волыни: "Несколько лет у нас было всего четыре колокола — было легче играть, сейчас девять. Приходится работать и руками и ногами. Но, я не могу сказать, что это тяжелый, неженский труд — мы же много трудимся на земле, дрова рубим, вот это тяжело".

Стала звонарем и руководитель крупного донецкого предприятия по производству мороженого Елена Рябова. Она вместе с подчиненными уже 6 лет поднимается к колоколам храма, что на территории завода. "Когда храм построили, оказалось, что звонарей нет, и тогда я батюшке сказала: "Что мы не научимся звонить?" Он нас благословил. Что-то поначалу не получалось, а сейчас многие заслушиваются. Учимся у всех, слушаем диски с колокольным звоном". Кстати, на заводе делают мороженое для Лавры, специально для монахов, которые не употребляют скоромную пищу — фруктовое пюре в соке, а на праздники — "архиерейское": в шоколаде и с "Кагором" внутри.

ГИГАНТ НИКОГДА НЕ ЗВОНИЛ


Царь весит 200 тонн

Колокола на Руси стали отливать в XV веке. Самым большим в мире считается "Царь-колокол" весом в 200 т! Увы, его не успели достать из литейной ямы — когда в 1737 году начался пожар, от гиганта отпал кусок в 12 т. Специалисты утверждают, что даже если "Царя" и удалось бы поднять, то он не произвел бы ожидаемого эффекта. "Ведь если колокол лопнул, реставрации он не подлежит, его можно только переплавить", — говорит Павел. К тому же, если бы в него и удалось ударить, звук получился бы низким, попросту не был слышен людьми, но это не значит, что, чем тяжелее колокол, тем ниже он звучит — все зависит от толщины его стенки. Сегодня знаменитый "Царь-колокол" стоит у подножия колокольни Ивана Великого в Москве. А действующий рекордсмен — в Бирме и весит 90 т. Украинский великан — почти 200-летний Копа весом 5,1 тонны — в Лаврской звоннице. Общий вес лаврских колоколов — 11 т.