Сомалийские пираты учились в Одессе и спасали наших моряков от других разбойников

6 июля 2008, 16:29
Участник освобождения экипажа судна "Панагия" рассказал о том, как вызволили попавших в беду моряков

Фото AFP

Почему затянулась операция по освобождению четверых украинских моряков немецкого судна "Лемман Тимбер", захваченного сомалийскими пиратами еще 28 мая? Что мешает взаимодействию нашей и зарубежных спецслужб? Действительно ли судьбами соотечественников озаботились МИД, СНБО, СБУ, СВР, или это большое преувеличение? На вопросы "Сегодня" ответил экс-помошник первого замсекретаря СНБО, кандидат юридических наук Максим Будаков, принимавший участие в вызволении из сомалийского плена 22 членов экипажа судна "Панагия" в ноябре 2005 года.

— Решающую роль в освобождении моряков "Панагии" и сохранении их жизней сыграли слаженные действия всех ветвей власти. Был создан единый центр принятия решений — оперативный штаб. Ему дали широкие полномочия. Это объединило усилия судовладельца и государства на всех этапах, начиная от переговоров на уровне спецслужб и заканчивая передачей выкупа. Обычно переговоры с пиратами ведут судовладельцы. Последним, к сожалению, выгоднее отказаться от судна и моряков. При этом можно получить значительную страховку, покрывающую все издержки, кроме жизней людей. В международной страховой практике нет случая "Захват пиратами судна". Страховые компании платят за простой ("Исчезновение судна") за определенный период времени. Именно поэтому в мире просто "исчезают" суда и экипажи. На деле — судно потопляется, моряков убивают.

Реклама

— При освобождении моряков одни настаивают на выкупе, другие — проведении силовой операции. Кто прав?

— С одной стороны, передавая выкуп, мы еще более подстегиваем пиратов совершать подобные действия. С другой, гуманность превыше всего: если хоть один гражданин может погибнуть, деньги не имеют значения. Основная проблема как раз и лежит в способе их передачи и гарантий того, что судно отпустят. В условиях отсутствия в Сомали полноценной банковской системы, при гражданской войне и разбое — попробуйте передать выкуп!

— Как это выглядело в истории с "Панагией"?

Реклама

— Мы передавали выкуп на территории третьей страны с гарантиями отпустить судно. Оговаривалось, что пираты сопроводят судно, пока оно не наберет необходимую скорость, чтобы его не захватила конкурирующая группировка! Разбойники сами нам говорили, что такие условия им выдвигают впервые (до этого верили на слово), и очень удивлялись недоверчивости украинцев...

Когда пираты, захватившие теплоход "Панагия", узнали и гражданстве его моряков, то сразу вспомнили Одессу, где учились во времена СССР. Это во многом и определило их лояльное, не агрессивное отношение к украинцам. Но даже они не придали значения словам капитана Владимира Шабанова, предупреждавшего о взрывоопасности угля в трюмах судна — мол, ничего страшного не произойдет. Но груз под палящим тропическим солнцем раскалился до предела, и чего сорвало многотонную крышку люка, едва не зацепив и наших моряков, и самих разбойников, последние зауважали капитана еще больше.

ПОЧЕМУ НЕ БЕРУТ СИЛОЙ При освобождении "Панагии" силовая фаза не исключалась, о чем говорили тогдашние руководители СНБО Анатолий Кинах и Василий Крутов. А сегодня Совбезом ООН принята резолюция, фактически санкционирующая применение силы против пиратов! Так почему же мы медлим?

Реклама

— Как в 2005-м, так и сейчас, силовая фаза для освобождения заложников нереальна. Место действий (Сомали) не является территорией Украины. Резолюция № 1816 СБ ООН от 2 июня 2008 года дает право применять силу только государствам, сотрудничающим с переходным правительством этой страны. Украина не имеет установленных дипотношений с Сомали, следовательно не подпадает под действие данной резолюции, — пояснил нам г-н Будаков. Кстати, после успешного освобождения ребят из плена, президент наградил капитана Шабанова орденом "За мужество" III степени.