Создатель "Мрии" и "Руслана" Петр Балабуев брал в заложники Горбачева

23 мая 2007, 18:57
17 мая скончался великий украинский авиаконструктор Петр Васильевич Балабуев, который всего шесть дней не дожил до своего 76-летия. Бывшие коллеги создателя самых больших в мире воздушных грузовиков "Руслана" и "Мрии" рассказали "Сегодня" о шутках и крутом нраве выдающегося авиатора.

Фото PHL

В 10 ЛЕТ – ГЛАВА СЕМЬИ. Во время войны Петр Васильевич Балабуев стал единственным мужчиной в семье, поскольку его отца-партизана расстреляли фашисты. В 10-летнем возрасте он остался с матерью и двумя сестрами. Говорят, что с тех времен одной из главных черт Балабуева стало опекание всех и вся. До конца жизни он не забывал ни одноклассников из далекой Луганской области, ни однокурсников. Старался познакомиться со всеми лично в огромном коллективе АНТК им. Антонова, где проработал более 50 лет. Он ходил по цехам, чтобы "увидеть людей".
Однажды в командировке в Африке заразился тяжелой болезнью простой авиатехник. Петр Васильевич выслал за рабочим самолет, которые переправил больного на лечение в Англию. Когда случались авралы, и людям приходилось работать внеурочно, следил за тем, чтобы его подчиненным доставляли бутерброды, кофе, а его заместители выслушивали: "Я тебе, ... твою мать, не знаю, что сделаю, если не будет горячего питания!"
Рассказывают, что однажды конструктор вместе с соратниками сфотографировался на фоне одного из своих самолетов. Фотографию растиражировали и попросили начальника поставить автограф. На каждом из 50 снимков Балабуев сделал разные дарственные надписи, и таким образом каждый человек получил личное послание. На некоторых, бережно хранящихся у сотрудников АНТК было написано: "Если б наши жены знали, как не просто делать самолеты" или "Спасибо за локоть".

ТРЯС СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС. Когда Балабуев боролся за тот или иной проект, то нисколько не смущался тем, сколь высокую должность занимает его оппонент. Мы уже писали, что однажды генеральный конструктор запер в кабине самолета генсека КПСС Михаила Горбачева, и не выпускал его до тех пор, пока не убедил, что новенькая "Мрия" готова к выпуску. Еще один любопытный случай произошел в кабинете тогдашнего руководителя военно-промышленного комплекса СССР, секретаря КПСС Дмитрия Устинова. В те времена в КБ возникли проблемы. На ковер к высокопоставленному чиновнику вызвали генконструктора Олега Антонова и его зама Балабуева. В пылу спора Петр Васильевич подошел к Устинову, поднял его за лацканы пиджака и сказал: "Вы не лукавьте! Не лукавьте!". Когда аудиенция была закончена, Балабуев осознал, что сделал. Появились мысли, о том, что и его карьера закончилась... Но все обошлось.

Реклама

ОСКОРБЛЯЛ СЛОВОМ "СЭР". Еще со студенческих лет у Петра Васильевича осталась фраза: "Други мои", с которой он обращался практически ко всем. Коллеги вспоминали, что когда слышали ее впервые, весьма удивлялись. Когда же Балабуев был чем-то недоволен, то "други" менялись на "сэр", и тогда все понимали, что шеф более чем разгневан. По словам замов, Балабув, будучи рассержен, мог пройтись и "по матери". Летчики-испытатели тоже признавались, что порой и им доставалось, но подчеркивали, что Балабуев не переходил на личности, ругался, так сказать, абстрактно.

АВИАЦИЯ ЛУЧШЕ ЖЕНЩИНЫ. По поводу преданности работе Балабуев шутил, что каждый из его команды должен пройти психиатра: если он очень нормальный, и нет одержимости, тот в авиации ему нет места. Он говорил: "Авиацию надо любить. Это даже нельзя сравнивать с любовью к женщине. Потому что ей отдаешься полностью. Женщина может предать, а авиация – никогда".
Не смотря на такие высказывания, Балабуев и его жена Раиса были идеальной парой. Они познакомились еще во времена студенчества, вместе окончили Харьковский авиаинститут, потом по распределению их отправили в Киев, где они поженились. У них родилось двое детей, которые подарили Петру Васильевичу троих внуков. О любви Балабуева к своей супруге говорит тот факт, что деревья на его даче высажены в виде буквы "Р", в честь Раисы Пафнутьевны, которую он ласково называл Раюнчик.

СТОЙКА НА ГОЛОВЕ В 71 ГОД. "Лет пять назад мы встретились с Петром Васильевичем в его кабинете, и он вроде как в шутку говорит – сделай стойку на голове, ты же летчик-испытатель, – вспоминает Герой Украины Александр Галуненко. – Он прямо в пиджаке становится вверх ногами. И это в 71 год! Потом переворачивается и говорит: "Вот тебе пример. Чтобы по утрам делал зарядку". Балабуев каждое утро занимался йогой.