Старейший дельтапланерист с высоты птичьего полета снимает кино

22 декабря 2009, 16:40
Накануне Международного дня кино мы поговорили с самым экстремальным режиссером-любителем — Леонидом Щибрей из Изюма Харьковской области.

Леонид Щибря. Снял тысячи километров пленки с дельтаплана. Фото из личного архива

Бывший инженер и один из старейших дельтапланеристов уже несколько лет делает документальные фильмы о родном крае с высоты птичьего полета: пишет сценарии, снимает, озвучивает. "Камера у меня обычная, — сознается самоучка, — но осенью мой последний фильм отобрали для фестиваля "Покрова" в Киеве, где его показывали на большом экране. Мне даже не поверили, что картина любительская".

"Все началось 5 лет назад — я решил посмотреть на путь князя Игоря, описанном еще в "Слове о полку Игореве" с неба, — говорит Щибря. — С дельтаплана я восстановил часть пути. Для нашего края это было открытие. Кроме того, я понял, почему многие дома, хотя и стоят на очень крутом склоне, там уже десятилетия — они оказались размещенными именно на крепостных бастионах, и таким образом их фундамент никогда не проседает". Щибря вспоминает, что сразу решил снять документальное кино. Отправился в Харьков искать режиссера, но когда тот озвучил цену — $5000 за 30 минут, ретировался: "Так я сам снял первый фильм, за ним второй — "О путешествии по Северскому Донцу". С воздуха видно, где на Донце живут бобры, как они заготавливают пищу, много рассказов о других животных, скажем, об орлане-белохвосте, который занесен в Красную книгу. К слову, эту картину очень полюбили байдарочники, она для них как видеокарта — помогает лучше ориентироваться на реке".

Реклама


Родные места. Фильм изюмчанина о реке Северский Донец стал видеокартой для байдарочников

После второго фильма изюмчанин решил, что снял о родном крае уже все, но не прошло и месяца, как он снова поднялся в воздух с камерой — работа посвящалась религии. "Странно, но перед съемками, которых я не планировал, у меня забарахлила машина, я остановился посмотреть, что произошло, и под ногами увидел крестик, — вспоминает Щибря. — Простой, алюминиевый. Я тогда еще подумал, к добру ли это? Но крест на дороге оставить не решился. Забрал его, а через две недели стал создавать фильм о церквях нашего края".

До сих пор с трепетом вспоминает режиссер ту работу: "Я обнаружил, что церкви и храмы Изюмщины стоят на двух ровных линиях (44 на 25 километров), которые, пересекаясь, образуют крест! Самое интересное, что в центре креста, на пересечении линий стояла самая первая каменная церковь и долгое время до революции именно там находилось церковное управление. Потом его ликвидировали".

Реклама

После третьего фильма о Леониде Ивановиче заговорили не только в родной области, но и за ее пределами, материалом заинтересовались историки. Сам Щибря вспоминает, что в школе к истории относился прохладно, обожал математику и физику, ездил на олимпиады. В старших классах занимался авиамоделированием и стал кандидатом в мастера спорта. Когда поступил учиться в институт механизации, мечтал лишь об одном — летать. Самостоятельно, по наитию в 18 лет собрал свой первый дельтаплан: "Наверное, как только я впервые поднялся в воздух, и появилось желание заснять все это на пленку, но ждать возможности пришлось очень долго. Сейчас готовлюсь снимать свою следующую картину, она будет посвящена археологии родного края: расскажу о самых ценных находках, сделанных на территории Изюма".

К слову, самый запоминающийся маршрут ветерана дельтапланеризма — в начале 90-х он участвовал наравне с 37-ю коллегами из разных стран мира в международном перелете Одесса—Киев. Его организовали на территории Украины потому, что именно у нас есть все — и степи, и горы, и леса.

Ныне, кроме съемок кино, дельтаплан изюмчанин использует и в быту — летает на нем с женой к кумовьям. "Супруга годами не соглашалась со мной летать. Я не отставал. Тогда она сказала: "Купишь мне авто, полечу". А я взял и купил. После этого ей пришлось слово сдержать", — улыбается Леонид Иванович.

Реклама

СНИМАЕТ КИНО О СТАРОВЕРАХ ЛИШЬ НА ПЕНСИЮ И НЕ ВЫХОДЯ СО ДВОРА


Гурьев. Создал уже три фильма без копейки спонсорских денег

В селе Гурьев-Казачок, что на границе с РФ, вот уже несколько лет создает картины об истории родного края обычный пенсионер Василий Гурьев. При этом кино он снимает не на деньги спонсоров, а лишь за пенсию и не покидая родного двора — он инвалид детства: "В нашем селе всегда жили староверы (13 поколений, которые, несмотря на запреты и гонения, оставались верными старым канонам и традициям. — Авт.). Когда страна стала независимой, я создал в селе музей староверов, а потом решил снять фильм. О том, как делается кино, я только в книгах читал". Кулибин в кинематографе говорит, что первый фильм делал несколько лет, собирал фото (старые и совсем новые), писал под них текст, придумывал, какая должна звучать музыка. За монтаж специалисты взяли с дедушки две месячные пенсии — больше тысячи гривен.

"На премьеру пригласил все село, — не без гордости говорит пенсионер. — Внуки соседа привезли DVD-проигрыватель. На экране замелькали старые снимки села, люди узнавали на фото себя, своих родителей, дедов. Я показал, каким село было богатым, самобытным всего полвека назад и как все изменилось сегодня, правда, наша вера осталась. Все плакали".

В селе живут 300 Гурьевых, еще столько же Протопоповых и чуть больше сотни человек с другими фамилиями. Дело в том, что согласно вере селяне могут жениться только на своих. Уже второй и третий фильм пенсионер снимал крохотной камерой, привезенной соседями. Ныне он пишет книгу о предках.

ИЗ АМЕРИКИ — ПОД УМАНЬ

Американка Наоми Умань ради кино променяла благополучную Америку на украинскую глубинку под... Уманью! Однажды ее упрекнули, что, снимая документальные фильмы, она никогда не жила жизнью своих героев, а значит, ничего не знает о них на самом деле. И тогда Наоми приехала в украинскую деревушку. Купила сельский дом, стала учить украинский язык, посещала все праздники в деревне и помогала одиноким старикам убирать огород. "Я нашла отличный материал: люди открытые, в деревне можно увидеть остатки прошлого — живы люди, которые помнят войну, голод, СССР". Фильм уже успели оценить и селяне, и киевляне. Несмотря на то, что работа над картиной закончилась, Наоми решила остаться в Украине: "Я вернулась в те края, откуда более ста лет назад уехали мои предки".