Стюардессы намылили пассажира и устроили в Борисполе "боевик"

9 июля 2010, 17:16
Накануне Всемирного дня бортпроводников о своей профессии "Сегодня" рассказали сами виновники торжества, а также те, кто знает их лучше других и с кем они всегда рядом, в небе и на земле

Когда-то, лет 40 назад, о работе стюардесс не принято было распространяться — летают себе миловидные девушки в элегантной аэрофлотовской форме, и летают. Тысячи девчонок еще со школьной скамьи мечтали о такой элитарно-романтической, "крылатой" профессии. Табу нарушила известная журналистка Татьяна Тэсс, рассказав на газетных страницах, сколь нелегка, а порой и драматична эффектная внешне работа, сколько неожиданных, не очень приятных, а то и вовсе отрицательных сюрпризов таит. Героев нашего рассказа, проработавших бортпроводниками многие годы и даже десятилетия, объединяют любовь к небу, привязанность к своим экипажам и безграничное уважение к тысячам пассажиров, с которыми их сводили пути-дороги.

ПОЖАР В ДВИГАТЕЛЕ И МЕЛ ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ...

Реклама

Звезда "Аэрофлота" Анна Логвин. Из личного архива

Анна Логвин-Лаврентьева и сейчас считает профессию, которой отдала 23 года, самой лучшей на свете. Несмотря на то что 8 с лишним лет уже не летает, первое время часто снились самолеты.

Реклама

— Мир посмотрела, побывала в 45 странах, со многими удивительными людьми встречалась, и семья моя, можно сказать, с авиацией связана, — говорит Анна Петровна. — Хотя из-за работы своей замуж вышла только с третьего раза. При Союзе на свадьбу давали три дня, и надо было отпуск брать. А тут только возьмешь — то самолет сломался, то погода испортилась. Все откладывали. Будущая свекровь даже решила, что я замуж не хочу. В конце-концов все-таки поженились. Муж закончил академию гражданской авиации и работает авиадиспетчером. У нас двое взрослых детей. Сын, с отличием НАУ окончив, пошел по стопам отца. Правда, многие события в жизни близких происходили без меня. Дочь в первый класс пошла, когда я неделю была в загранкомандировке. Сын защищался тоже без меня. Не побывала на свадьбе ни у брата, ни у сестры в Самаре — из рейса в рейс, из зимы в лето, из лета в зиму...

Бывали у Анны и экстремальные полеты. Рассказывает, в 1979-м, вскоре после взлета из Николаева курсом на Москву, в их Ту-134 загорелся левый двигатель.

— Тут было важно не растеряться и сделать все, чтобы не возникла паника в салоне, — вспоминает Логвин, которая уже тогда была старшей бортпроводницей. — Самолет битком набит, женщины, дети... Ну, мы виду не подаем, разносим водичку, улыбаемся, как ни в чем не бывало. Короче, пока кружились, никто ничего и не заметил. Попросили только пассажиров пристегнуться. А вернулись в Николаев и сели — спокойно всех 76 пассажиров эвакуировали по надувным трапам... Было ли страшно? Было — уже потом, когда все осталось позади, и обошлось без жертв... Дело, как сейчас помню, было в четверг, нас расселили в гостинице, и мы до понедельника, пока не подогнали другой самолет (наш с закопченным хвостом отправили в ремонт), писали объяснительные, как все происходило... И никто из пассажиров, между прочим, не отказался лететь. Потом членам экипажа объявили благодарность, командиру корабля Александру Хрипкову подарили именные часы и выдали премию. Молодец — сработал отлично...

Реклама

На конкурсах "Лучший по профессии" Аня не раз выходила победителем — сначала в Борисполе, затем в Украине, а потом и в Союзе. Участвовала в популярной программе "А ну-ка, девушки!", где тоже завоевала первенство.

— Мне попалось сложное задание — "Угон самолета", — говорит собеседница. — Якобы лайнер захватила террористка, и угрожает привести в действие взрывное устройство, если экипаж не подчинится ее требованиям. Ну, я эту "террористку" так изящно уговорила отказаться от своего замысла, что даже членам жюри понравилось. А когда дошла очередь до домашнего задания, и они услышали мое стихотворение о профессии стюардессы (и сейчас люблю поэзию, сочиняя иногда, когда приходит вдохновение), то и вовсе были покорены...

Умение найти ключик к каждому пассажиру, знать, с кем и как себя вести, не раз приходило к ней на помощь и в работе. Особенно на трудных рейсах в Сибирь, куда летели нефтяники, парни не дураки выпить. Приходилось и смекалку проявлять, и находчивость.

— На длинных маршрутах, в Китай, например, бывало, кто-нибудь из пассажиров жаловался на зубную боль, — продолжает Анна Петровна. — А аптечки скудные, лекарств — кот наплакал. Но надо же человеку помочь. Приносили какой-нибудь безобидный этазол или вообще обыкновенный мел, но говорили, что это индийский препарат, мол, должен помочь. Через десять минут подходим к пассажиру — улыбается, просит еще одну таблеточку с собой, боль прошла. Вот такое самовнушение...

А однажды на нее нажаловались. Рейс из Мурманска. Лето, пора отпусков, многие с трудом достали билеты. И одной супружеской паре выпало сидеть по разные стороны прохода. Жена стала возмущаться, требуя посадить их рядом с мужем. А как посадишь, если полным-полно людей постарше, детей с родителями.

— Да вы не волнуйтесь, — успокаиваю ее. — Всего три часа полета, зато потом всю жизнь вместе. Вроде невинная шутка, но женщина оскорбилась, заявила, что ее муж полковник (он был в гражданской одежде), и мне это так не пройдет. И написала жалобу. Но я на нее зла не держу...

Еще был случай, когда однажды прямо в самолете у беременной начались схватки. Не успели приземлиться и перенести ее в машину "скорой", как на свет появилась девочка. Назвали Анютой — в честь бортпроводницы.

Последние годы Анна Петровна работает на земле — контролером ведомственной службы безопасности. Но о небе рассказывает так увлеченно, что невольно вырвалось: если бы позвали в полет — решилась бы?

— Легко! — не задумываясь отвечает она. — В Скандинавии женщины летают и в 60, и старше, и никто не удивляется. Главное — чтобы здоровье позволяло. Медкомиссию проходишь — и вперед!..

СКАЗАЛИ, ЧТО СНИМАЮТ ПРОДОЛЖЕНИЕ "ЭКИПАЖА"

Кадр из фильма "Экипаж". В Борисполе все было почти так же

В каком уголке земного шара ни приходилось летать одному из опытнейших в Украине летчиков Вячеславу Перваку, о бортпроводниках он был самого высокого мнения.

— Ответственные и дисциплинированные люди, наши первые помощники, создающие настроение и членам экипажа, и пассажирам, — говорит Вячеслав Сергеевич. — Благодаря им заурядный полет становится маленьким праздником, на борту создается атмосфера спокойствия и уверенности, даже когда случается неприятность...

Для Первака, чей общий налет составляет 21 505 часов (такого, говорят его коллеги, нет ни у кого в Украине), это не просто слова. В 90-х на Ту-154, который он пилотировал, произошла нештатная ситуация — пришлось садиться на одно из трех шасси. И она потребовала ювелирного мастерства, высочайшего профессионализма, выдержки не только от командира — от всех членов экипажа, и бортпроводников в том числе...

— Это был обычный полет на Нижневартовск, ничего не предвещало беды, — рассказывает пилот. — На борту — 147 пассажиров, среди них 30 детей. И уже при наборе высоты произошел отказ первой гидросистемы, затем второй. Мы около 6 часов кружились над Киевом, вырабатывая топливо. Было крайне важно, чтобы спокойно вели себя пассажиры, и бортпроводники тогда не подкачали...

Узнав от командира, что придется возвращаться в Борисполь, старшая бортпроводница вернулась в салон и вместе с подругами продолжала обслуживать пассажиров — накормили, напоили, спать уложили. То есть ничем не выдали аварийную ситуацию, которая грозила перерасти в катастрофическую.

— Нам нужно было не только слить в воздухе керосин, — продолжает летчик, — но и перед посадкой совершить несколько пролетов над полосой, чтобы с земли было видно — вышло второе и третье шасси, или нет. К тому времени наступили сумерки, и лайнер снизу подсвечивали прожекторами. Как объяснить пассажирам, что происходит? На наше счастье, тогда на экраны страны вышел первый отечественный кинобоевик "Экипаж" — многие его уже успели посмотреть, и мы на ходу придумали "легенду", что это ведутся съемки как бы в продолжение захватывающей ленты. Надо сказать, версии поверили, и никто не почувствовал, насколько все серьезнее...

И лишь когда самолет, выработав топливо, стал заходить на посадку, и в готовность были приведены все наземные службы, бортпроводники попросили всех пристегнуться, привести кресла в вертикальное положение и пригнуться вперед, как того требуют инструкции. Дальнейшие события промелькнули очень быстро, действительно, как в кино.

Командир старался удерживать самолет на одной "ноге" как можно дольше, а потом, благодаря слаженным действиям экипажа, удалось провести эвакуацию.

— Кажется, мы побили рекорд, — признается Первак. — Вместо полутора минут на все ушло 47 секунд. Использовали и надувные трапы, и на плоскости выводили пассажиров. Бортпроводники еще в небе распределили обязанности — кто занимается левым бортом, кто правым, кто стоит у аварийного выхода, у служебного... Никто в той переделке не пострадал... И я рад, что наши помощники-бортпроводники, чьи фамилии, увы, забылись, оказались на высоте...

Сын Вячеслава Сергеевича тоже летчик. Когда стажировался в Штатах, американцы, услышав об этой истории, пришли в восторг. Наверное, он стал миллионером! — предположили коллеги. Младший Первак скромно промолчал: отцу дали звание заслуженного работника авиатранспорта и посвятили очерк в газете.

БЫЛ В НАШЕЙ ПРАКТИКЕ СЛУЧАЙ: ВСПОМИНАЮТ ПИЛОТ И БОРТПРОВОДНИЦА

О ЖИДКОМ МЫЛЕ И СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЕ

Находчивость и смекалка отличают многих бортпроводников.

— Один пассажир, — рассказывает пилот Л., — изрядно принял на грудь еще в Амстердаме, потом добавил в небе и явно не рассчитал свои силы. В воздухе алкоголь усваивается иначе, чем на земле, и человек пьянеет быстрее. Незадолго до посадки его совсем развезло и он ушел в туалет...

Подлетаем к Борисполю. Включили табло: "Пристегнуть ремни". И вдруг старшая бортпроводница сообщает: "Командир, у нас ЧП". Оказывается, этот пассажир заперся в туалете и не открывает. Стучала-стучала — бесполезно. Но у нее, как и у проводницы на поезде, есть свой ключ от туалетной двери. Отворяет и видит: мужчину стошнило, он опустился на колени и... уронил голову прямо в унитаз. И голова там намертво застряла. Смех и грех... "Что делать?" — волнуется бортпроводница. "Придумай, — говорю ей, — что-нибудь, но мы же сесть не сможем — вдруг будет резкое торможение, и у него, не дай Бог, позвонки сломаются, кому потом отвечать?!"

И наша старшая сообразила — бедняге на голову вылила пузырек жидкого мыла. Это мужика и спасло. Так и приземлился весь в мыле...

— Если бы не бортпроводница, до сих пор летали бы, — смеется пилот.

А в другой раз, когда самолет прибыл из Парижа, и пассажиры покинули салон, одна девушка продолжала оставаться в своем кресле. Подумали — может, плохо, укачало...

— Начали тормошить, по щекам хлопать, за плечи трясти — спит сном младенца, — говорит летчик. — Ни разу не видел, чтобы кто-то так отключался. Вызвали медиков — приехали, пощупали пульс, измерили давление — все нормально. Ну, позвали грузчиков, и те отнесли спящую красавицу в медпункт, где она благополучно проспала еще несколько часов. Умаялась, видно...

"НА МНЕ ТОЖЕ СЕМЬЯ ДЕРЖИТСЯ"

Одна из коллег Логвин, работавшая в "Авиалиниях Украины" и налетавшая 11 тысяч часов, рассказала "Сегодня", что пенсия у бортпроводников очень маленькая.

— Некоторые девочки, отлетав свое и нередко подрастеряв в небе здоровье, получают что-то под 1000 гривен, а то и меньше, — говорит она. — А все потому, что наша профессия до сих пор не попала в список льготных. И это при том, что у многих из-за рваного, ненормированного ритма работы не сложились или, сложившись, распались семьи, другие из-за вредного воздействия гравитации не сумели родить, приобрели недуги...

Топ-менеджер крупной западной авиакомпании как-то спросил, сколько зарабатывает украинская бортпроводница.

— Чтобы не попасть впросак, ответила встречным вопросом: а сколько ваши? Он и говорит: столько, чтобы, независимо, есть муж или нет, содержать семью, детей, оплачивать счета за жилье, коммунальные услуги. "Подумаешь, — говорю, — и моя семья на моей зарплате держится...". Не могла же признаться, что получаю минимум в десять раз меньше — около $300. По сравнению с зарубежными коллегами — нищета...