Суд над украинцами в Ливии отложен. Пленник: "Нам все хуже и хуже. Все поголовно болеют"

23 мая 2012, 07:59
Вернувшиеся в Одессу заложники сидят без денег и работы, а по ночам видят тревожные сны

Каземат в Триполи. В здании за этими воротами содержатся украинские пленники Ливии. Фото: С. Селиванов

Суд над украинскими пленниками в Ливии в очередной раз отложен — заседание состоится 3 июля. Об этом нам рассказал украинский правозащитник, побывавший на судебном процессе в Триполи, Станислав Селиванов. "Во время заседания 21 мая ливийский военный прокурор выдвинул против граждан СНГ 4 статьи обвинения. После перевода слов военного прокурора украинским пленникам выступили их адвокаты-ливийцы и попросили расконвоировать и отпустить под домашний арест всех задержанных. Впервые за все заседания военного суда говорил адвокат наших ребят Тарик Абухаляли.

В своей речи он убедительно доказал, что статьи, по которым предъявлено обвинение, к задежанным не имеют отношения, а наши граждане были вынуждены обслуживать военную технику под угрозой расстрела. По сути, все обвинение основано на показаниях полковников армии Каддафи — Абду Саляма и Мухаммеда Архаи, которые без доказательств обвинили наших задержанных. Я думаю, что они свои жизни спасают ценой наших соотечественников. Была затронута и тема "личных признаний": могу сказать, что под угрозой расправы над дочерью Александр Шадров мог написать что угодно", — рассказал Селиванов.

Реклама

Напомним, в августе прошлого года во время гражданской войны в Ливии была захвачена группа иностранцев, которые работали там по контракту с нефтяной компанией "Дакар". В апреле одесситы Сергей Волошин и Олег Герасимов (из другой группы) и супруги Максим и Ольга Шадрова были отпущены ливийцами домой, а отец Максима в числе других остался в Ливии (его дочь Даша вернулась в Украину еще в августе). Сейчас в районе Фелях в Триполи под охраной содержат 21 украинца, двоих белорусов, двоих россиян и француза. В районе Матига — еще четверых украинцев и белоруса. Задержанных подозревают в работе на армию Каддафи.

АДАПТАЦИЯ В ОДЕССЕ. Освобожденные Шадровы за прошедший месяц до сих пор не привыкли к "мирной" жизни. "Со здоровьем у нас после плена огромные проблемы, — поделилась Ольга Шадрова, — у меня прыгает давление, чувствую себя очень плохо, недавно слегла почти на две недели. А Максиму после Ливии приходится лечить все зубы и ноги — из-за плохой пищи и воды человеческий организм просто рассыпается".

"После плена и с нервами у меня просто беда. Мучают тревожные сны, часто нервничаю", — добавил Максим Шадров. Помимо этого супругам до сих пор приходится выстаивать очереди в кабинетах паспортных столов и архивов — из-за того, что их документы так и не были возвращены ливийцами, им по возвращению были выданы временные паспорта. Сейчас Шадровы сидят без работы и занимаются ремонтом своего дома в Одессе — деньгами помогает мать Максима. "Компания так и не заплатила ни копейки за время нашего пребывания в плену. Государству мы тоже не нужны — никто из чиновников ни разу не предложил помощь", — утверждают экс-заложники.

Реклама

Супруги Шадровы по возвращении в Одессу пытаются получить новые паспорта, а отец Максима до сих пор в плену. Фото: А.Сибирцев

КАЗЕМАТ В ЛИВИИ. По мнению Максима Шадрова, судебный процесс искусственно затягивают ливийцы: "На заседаниях зачитывают два-три документа и назначается новое заседание через месяц. Тем временем пожилые люди сидят в невыносимых условиях. В бетонном каземате площадью 30 кв. м — 26 человек. Кондиционера нет, а в Ливии жара. Из удобств — один кран на всех, в подвале — один туалет, дыра в бетонном полу".

Реклама

"Сегодня" удалось связаться по телефону с одним из заложников, который попросил не называть его имени: "Нам все хуже и хуже. Все поголовно болеют. На заседаниях суда украинские дипломаты присутствуют, никак не влияя на ход судебного процесса. В нашей камере из развлечений — лишь телевизор. Ребята очень напряжены и сильно нервничают, конца этому всему не видно". По мнению Максима Шадрова, наши соотечественники стали разменной монетой в торге Украины и Ливии за самолет Каддафи. "Ливийцы уже напрямую говорят, что причина того, что наших не отпускают из плена — нежелание Украины отдавать самолет. А суд над нашими земляками — для отвода глаз", — признался Максим.

История самолета такова: в 2005 году Украина заключила контракт с Ливией на ремонт четырех самолетов Ан-74ТК-300 для Муаммара Каддафи. В 2009 году машины отремонтировали и усовершенствовали на Харьковском авиазаводе в соответствии со вкусами лидера Ливийской Джамахирии. Три самолета успели передать Каддафи, а четвертый до сих пор в Украине. "Ливийцы намекают, что наши власти просто хотят нажиться на том самом самолете — за ремонт уже уплатил Каддафи, а Украина хочет во второй раз получить деньги за него. Более того, на ремонт самолета украинцы якобы потратили всего $1 миллион, а потом вдруг откуда-то появилась стоимость в $29 миллионов. Ливийцы говорят, что их хотят обдурить. Вот поэтому, мол, мы и сидим", — подтвердил мнение Шадрова заложник из Ливии. Ранее мы уже писали, что, по неофициальной информации, ливийцы предлагали обменять самолет на украинских заложников, но сделка не состоялась. А пресс-секретарь МИД Украины Александр Дикусаров опроверг тогда информацию о предложенном обмене, заявив, что "судебный процесс над украинцами находится в политической плоскости".