День пограничника: морская охрана сбивает турецкие судна и отогревает водкой выловленных из воды нарушителей

26 мая 2012, 09:42
"Сегодня" узнала, как охраняют южные рубежи под Севастополем

Из этой кабины наводчик дает залпы по нарушителям морской границы. Фото: Е. Середа

На территории Севастопольского отряда морской охраны ранним утром пусто и очень тихо. Но для корреспондента "Сегодня" в преддверии Дня пограничника, который в Украине отмечают 28 мая, провели экскурсию по кораблю "Григорий Куропятников", стоящему у причала в Балаклаве, и рассказали о буднях охранников границ государства.

Нашего корреспондента встретил заместитель командира отряда, капитан 2-го ранга Юрий Алейников. Устроив импровизированную экскурсию по территории, Юрий Сергеевич в первую очередь указывает на большой трехэтажный дом: "Это самое старое здание в Балаклаве. Раньше оно принадлежало местному помещику, потом стало церковью, а теперь играет роль санчасти. Единственное, что мы убрали, это крест". Рядом с домом-старожилом течет речка Балаклавка. Пресс-секретарь Азово-Черноморского регионального управления Госпогранслужбы Украины Андрей Базан делится забавными ассоциациями: "Речка напоминает о трудолюбии. В начале 90-х бывший командир заставлял матросов в наказание чистить ее. Провинился — хватай лопату и на речку!".

Реклама

В будние дни жизнь на корабле кипит: учения, занятия, обычная бытовая работа. Утро начинается с построения, затем дежурная команда заступает на вахтенную службу. Ситуацию в морской акватории постоянно держат на контроле. По каналам связи морского отряда идет информация о положении дел. Но если из Киева поступит сигнал о том, что в территориальные воды Украины незаконно зашло чужое судно, а командир корабля услышит приказ "Корабль к бою и походу приготовить", команда в тот же миг начинает готовиться к выходу, прогревать двигатели и проверять связь. Уже через час "Куропятников" с катером и командой на борту обязан выйти в море.

Нас встречает хозяин — командир, капитан 2-го ранга Алексей Паращин. Он служит на корабле уже 11 лет и знает его как свои пять пальцев. "Это ракетно-бомбовая установка РБУ 2200 для борьбы с подводными лодками. Отсюда вылетает бомба, погружается в воду и на определенной глубине взрывает подводную лодку. Вы можете сами сесть в кабину наводчика и посмотреть, как это происходит", — предлагает Алексей Паращин.

Реклама

РБУ 2200. Ракетно-бомбовая установка не дает расслабиться контрабандистам. Фото: Е. Середа

"Куропятников" действительно легендарное судно — это первый военный корабль морской охраны в Украине, применивший оружие на поражение (стрельбу боевыми снарядами по турецким шхунам. — Авт.). Корабль такого класса является самым большим и боеспособным в морской охране Пограничных войск Украины. Севастопольский морской отряд — единственный в Украине, который владеет сразу двумя такими суднами. Как отметил Юрий Алейников, пограничники не несут ответственности, если на вражеском объекте погибнет человек: "Вся ответственность — на капитане шхуны. Его предупреждают, дается сигнал об остановке. Ну уж если проигнорировал — приходится стрелять. Приказ есть приказ".

Подобно тому как в фильме "В бой идут одни старики" летчики рисовали звездочки на борту своего истребителя за сбитые самолеты, пограничники рисуют на борту корабля сбитые шхуны. На "Григории Куропятникове" их две. "Вот в 2000 году стреляли по турецкому судну, — говорит Алексей Паращин. — По-другому остановить нарушителей было нельзя. Снаряды, правда, были не боевыми, но один прошел сквозь шхуну. Никто тогда не погиб, в рубку с людьми не целились". Второй случай был в 1995 году — и тоже пришлось открыть огонь по нарушителям из солнечной Турции.

Реклама

Сбитые турецкие шхуны. Фото: Е. Середа

Кстати, несмотря на то что иногда с браконьерами приходится бороться жесткими способами, пограничники остаются человечными в любых ситуациях. "Дело было в 1998 году, — вспоминает Андрей Базан. — Турецкая шхуна плохо маневрировала и, в конце концов, перевернулась у нас под бортом корабля. Первой от них выскочила женщина-кок — и сразу в лодку, а потом выплыли остальные двенадцать турков. Месяц март, вода холодная, у них зуб на зуб не попадает. У нашего боцмана раньше просили спиртное — не давал, но тут сжалился — сразу нашлось аж три бутылки. Туркам с их верой пить нельзя, но в этой ситуации выпили все. Как они сами шутят: "Солнце зашло — Аллах не видит". Поэтому иногда, пока он не видит, их пьяных просто загружают на борт".

Кстати, каждый год в Севастополь в отряд морской охраны из Кировограда наведывается жена самого Григория Куропятникова, именем которого назван пограничный корабль. "Хочу сказать — боевая старушка, вечно всем дает огня. Приезжает на корабль не сама, берет мэра Кировограда и всю свиту. Она всегда встречается с командиром своего Гришки — Павлом Павловичем Сивенко, который, кстати, до сих пор живет в Севастополе, и в апреле этого года ему исполнилось 94 года. Он, хочу заметить, живее всех живых. Конечно, какие-то даты путает, но все еще в здравом уме", — рассказывает пресс-секретарь Госпогранслужбы.

Но, как признаются сами пограничники, женщин на корабле они не любят и стараются делать так, чтобы долго они на нем не задерживались. "Да и не выдержит здесь женщина! Сами подумайте: по десять дней в море, ни семьи, ни детей не видит. Да еще и отдельную каюту ей выдели! — смеется Андрей Базан. — Но поговорка о том, что женщина на корабле — к несчастью, работает только на военных судах".

Ник знает секрет от морской болезни. Фото: Е. Середа

В конце экскурсии нашему корреспонденту показали то, чего раньше не видел ни один журналист. "Сейчас вы увидите главную достопримечательность, — хитро улыбаясь, говорит Андрей Базан и ведет нас по причалу. — Знакомьтесь — пес Ник. Ему уже 15 лет, десять из которых он ходит в море. Бывалых моряков укачивает, бегают с зелеными лицами, а он растянется на палубе, зафиксируется всеми четырьмя лапами — и хоть бы что ему. Сейчас, конечно, Ник уже постарел, но старается охранять нас, как и во времена своей молодости".

В КОМНАТЕ СЛАВЫ — ПОХВАЛА ОТ БРЕЖНЕВА И СТАРИННАЯ КНИГА ДАЛЯ

Одной из многочисленных достопримечательностей Севастопольского морского отряда охраны является его музей, а точнее — комната боевой славы. Экспонаты собирались годами, некоторые из них поистине уникальны. Например, запись в вахтенном журнале, датированная 1971 годом и сделанная лично генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым. "Четкая и слаженная работа сторожевого катера оставила очень хорошие впечатления. От всего сердца желаю морякам-пограничникам новых успехов", — написал Леонид Ильич. Как шутят сами пограничники, после такого гостя даже визит Юрия Гагарина в 1965-м был для них будничным делом.

Уменьшенные суда — в точности как на причале в Севастополе Е. Середа

В коллекции также уменьшенные модели катеров, которые стоят на причале в Севастополе, глубинная бомба, снаряды, все еще действующие гранаты советских времен. На самом видном месте — доска почета с фотографиями девяти Героев СССР, которые когда-то служили в этой части.

Большинство экспонатов собрали в самом отряде, но некоторые вещи попадают сюда от обычных людей. "Книгу Владимира Даля 1897 года выпуска под названием "Матросские досуги" мне подарил знакомый, — рассказывает Юрий Алейников. — Хоть это и раритет, и наверняка стоит прилично, продавать ее не собираюсь — это ведь память". Есть в музее и интересные подарки от коллег, например, плюшевый морской котик в форменном берете. Эта игрушка — символ турецких пограничников, презентованный крымчанам.