Депутатов просят не рубить головы и не запрещать рекламу лекарств

20 декабря 2011, 12:21
Рекламщики выступают против запрета на информацию о медикаментах в СМИ: людям она не вредит, а по прессе сильно ударит.

В Украине хотят запретить рекламу лекарств. Фото sannews.com.ua

Законопроект 7007, который предлагает ограничить информацию о лекарственных препаратах и медицинских практиках сугубо специализированными изданиями, а рекламу лекарственных средств запретить вообще, таки вынесен на слушание во втором чтении – депутаты должны рассмотреть документ 20 декабря.

Полное название законопроекта "О внесении изменений к некоторым законодательным актам в сфере охраны здоровья (об усилении контроля за оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического употребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)" и главная его цель, по словам депутатов-разработчиков, забота о здоровье нации.

Реклама

Улучшать наше здоровье депутаты планируют не увеличением социального пакета – строительства поликлиник, развития их материально-технической базы и повышения зарплат медикам, и даже не с развития спортивных площадок, рекреационных зон и бассейнов, а с запрета рекламы лекарств и ограничения любой информации о лекарственных препаратах.

Логика такова: реклама приводит к самолечению, самолечение – к неконтролируемым последствиям. Однако улучшится ли здоровье нации от запрета рекламы – неизвестно, а вот доходы прессы без рекламы упадут существенно.

"Логика наших законодателей: болит голова – так отрубим же голову", – комментирует законопроект 7007 Сергей Чернявский, исполнительный директор ИД "Пронто-Киев".

Реклама

По словам генерального директора УМХ Татьяны Ефименко, в структуре их рекламных доходов реклама лекарств занимает 10 – 12%. Так что изъятие "лекарственной статьи" из доходов может быть сравнимо с запретом рекламы табака, когда с рынка ушли "табакозависимые издания" – городские гайды: УМХ закрыл "Тайм аут", а КПМедиа – "Афишу".

"Учитывая, что на следующий год экспертный совет УАИПП прогнозирует рост рекламы на уровне 9%, то если "лекарственные ограничения" будут приняты, это будет означать, что у прессы роста не будет", – говорит г-жа Ефименко.

Один из тезисов разработчиков закона, что реклама лекарств увеличивает их потребление, как свидетельствуют данные MMI компании "TNS", не отвечает действительности. Согласно исследованию, на протяжении 5 последних лет потребление основных категорий безрецептурных лекарств не изменилось, несмотря на инвестиции в прямую рекламу. Будучи информированными, покупатели выбирают те препараты, которые им больше подходят, а не увеличивают их количество в потребительской корзине.

Реклама

Также, как доказывают исследования, нет прямой зависимости между рекламой препаратов и увеличением количества продаж. Так, по данным компании Proxima Research, в докризисном 2008 году рынок безрецептурных рекламных препаратов (то есть именно тех, реклама которых разрешена), продемонстрировал сокращение объемов потребления на 4%. В кризис (2009 год) это падение составило уже 6%. И только после кризиса потребление увеличилось на 3%, но объем еще не достиг докризисного уровня.

Елена Кондратюк, народный депутат, уверена, что полный запрет рекламы безрецептурных лекарств (а сейчас в Украине, как и в других странах Европы, разрешена только реклама безрецептурных препаратов), обескровит отрасль – ведь лекарства составляют до 30% рекламных поступлений в медиа. Кондратюк также зарегистрировала свои поправки к законопроекту, которые пока на сайте ВР недоступны. Но, по словам народного депутата, если к ее поправкам прислушаются, то полного запрета на лекарства не будет.

Елена Кондратюк считает, что рекламное законодательство не нуждается в дополнительном регулировании – ведь только в апреле 2011 года было принято дополнительное правило, требующее издателей предупреждать аудиторию про опасность самолечения (под это предупреждение должно быть отведено 15% площади рекламного макета).

"Кто сказал, что лечит газета, радио или телевизор? Лечит врач, а лекарства лицензирует МОЗ. Так пусть МОЗ ужесточит контроль за качеством препаратов, а не лицензирует все подряд, а ответственность перекладывает на рекламу", – говорит Елена Кондратюк.

По мнению УАИПП, если жесткие рекламные ограничения на лекарства будут приняты, то бюджеты перетекут из прозрачной и регулируемой "лекарственной" зоны, в туманную нерегулируемую область пищевых добавок, "конфет от кашля" и "сиропов от поноса", то есть тех немедицинских товаров, которые и являются объектом большинства жалоб потребителей.

Также, по подсчетам отраслевой Ассоциации, сократятся налоговые отчисления от отрасли и рабочие места. Улучшит ли это здоровье нации – еще вопрос, но вот уж точно потребует от государства дополнительных средств на переквалификацию и помощь по безработице.

Рекламные ограничения, урезающие доходные поступления в медиа, по мнению издателей, также являются ударом и по базовым демократическим свободам, делая рынок уязвимым и слабым.

"Пусть нам не перекрывают поступление рекламных доходов, не принимают никаких ограничивающих законов о рекламе. Это угроза существованию независимой прессы как таковой, поскольку лишает издателя доходной части и тем самым делает его зависимым от нерыночных денег", – утверждает Татьяна Ефименко.

Потери налоговых платежей в отрасли – 22%.

Количество уволенных работников в отрасли – 15%

Количество медицинских изданий, которые, вероятно, будут закрыты: журналы 232, газеты 46.