Депутаты предложили вернуть "письма счастья" от ГАИ

11 января 2014, 08:01
Нардепы снова хотят узаконить фотофиксацию нарушений ПДД

/ Фото: Юрий Кузнецов

Уже в этом году водителей-нарушителей снова могут начать штрафовать в автоматическом режиме — если депутаты примут поданный на днях в Раду законопроект, узаконивающий так называемые "письма счастья", которые отменили четыре года назад. То есть фотокамера зафиксирует нарушение (их перечень см. в инфографике), потом в ГАИ сделают распечатку и вместе с админпротоколом о нарушении вышлют в адрес человека, на которого зарегистрирован автомобиль (если не он сидел за рулем, то в течение 10 дней должен сообщить об этом, предоставив доказательства). 

Законопроект предусматривает, что штраф будет минимальным, а не максимальным. Если машина числится за организацией, то ее руководитель получит письмо с просьбой сообщить, кто был за рулем в таком-то месте и в такое-то время. По мнению одного из авторов законопроекта, нардепа Владимира Пилипенко (ПР), автофиксация самых распространенных нарушений ПДД (по данным ГАИ, на превышение скорости приходится до половины составляемых на водителей протоколов. — Авт.) дисциплинирует тех, кто за рулем, и пополнит бюджет. Ведь водители нередко откупаются взяткой в 50—100 грн, а это намного меньше суммы штрафа. "По данным ГАИ Киева, где в тестовом режиме около года работают системы автофиксации, лишь одна из них за час зафиксировала 135 нарушений ПДД на сумму свыше 40 тыс. грн", — говорит Пилипенко. Первый замглавы фракции ПР в Раде Михаил Чечетов, уверен, что законопроект вскоре станет законом: "Автофиксация сделает наказание неотвратимым, это должно приструнить нарушителей и уменьшить количество жертв на дорогах. Главное, чтобы не страдали невиновные, как было ранее, когда людей штрафовали за чужие нарушения, но сейчас техника стала более совершенной и четко определяет, кто нарушил. Закон примем и деньги на его внедрение найдем".

Реклама

Если автофиксацию узаконят, массовых рассылок "писем счастья" можно ждать не ранее 2015 года Как разъяснил нам начальник Центра безопасности движения и автоматизированных систем МВД генерал Сергей Будник, сейчас проходят тестирование четыре системы автофиксации: китайского, украинско-словенского, голландского и немецкого производства. Выберут одну, исходя из соотношения "цена—качество". Стоимость одного комплекса пока неизвестна, но в России аналогичные обходятся в $100 тыс. за штуку.

Эксперт: "Фиксация нарушает презумпцию невиновности"

Реклама

Мнения экспертов и водителей о возвращении автофотофиксации скорее негативные. "Она может использоваться лишь как вспомогательный метод. Представим ситуацию: автомобиль угнан, на нем скрывается преступник, естественно, он спешит, едет на красный, а ГАИ вместо того, чтобы его остановить, шлет квитанцию о штрафе хозяину машины, это абсурд, — говорит юрист Алексей Святогор. — Также еще в 2010-м Конституционный суд решил, что при автофотофиксации нарушается презумпция невиновности: владелец авто не должен доказывать, что за рулем был не он, а кто-то другой".

Пилипенко возражает: "Автомобиль — источник повышенной опасности, поэтому ответственность его владельца — европейская практика, подтвержденная решениями Европейского суда, а международные законы выше национальных".

Водитель Юрий Кузьмин опасается, что техника будет сбоить, а в базе данных компьютеров, оформляющих письма с уведомлением о штрафе, появятся ­"неприкосновенные" номера, на которые штрафы не выпишут. А вот Владимир Смескин — за "письма счастья": "Мы от этого никуда не денемся. Но должны поставить знаки, предупреждающие, что нарушения снимают на камеру, тогда водители станут ­внимательнее".