Детям создают на уроках радугу, а баскетбол ведет банкир

22 июля 2010, 07:33
Самые оригинальные идеи педагогов: уроки под светомузыку и письма Елизаветой II.

Учитель-легенда. Палтышев имеет звание Народного учителя СССР, а еще его можно найти «ВКонтакте» или на «Одноклассниках». Фото из семейного архива Н. Палтышева

Минобразования задумало собрать воедино и издать самые интересные и уже работающие идеи украинских учителей. Рабочее название книги — "1000 + 1 идея современной украинской школы". Презентация сборника намечена на День учителя, который в этом году будет отмечаться 3 октября. "Сегодня" пообщалась с учителями и директорами школ — авторами самых интересных проектов.

ФИЗИКА ПОД МУЗЫКУ. Уроки учителя физики из одесской школы №55 Николая Палтышева уже стали легендой. Каждую тему 64-летний педагог начинает с вводного урока, на котором звучит классическая музыка, работают сразу 7 видеопроекторов и всяческие приборы, демонстрирующие законы физики. "Взять, например, оптику. На первом уроке я пускаю световую радугу через весь класс и на фоне звучания "Лунной сонаты" Бетховена декламирую стихотворение Леонида Вышеславского о Солнце. Так же выглядит и начало зачетных уроков — я их называю "уроки радости". На них дети демонстрируют свои знания, готовят презентации — иногда это целые видеоклипы. Для одной из них они смастерили "зонтик Боголюбова" в честь ученого-физика — в прошлом году было 100-летие со дня его рождения. На "зонтике" — 190 лампочек, собранных в созвездия, и макеты его изобретений. Задача учителя — не загрузить ученика обилием своего словоблудия, а научить его отвечать на основные вопросы: почему небо голубое, откуда берется свет... А во внеурочное время старшеклассницы советуются со мной, например, делать им аборт или нет. Учитель должен быть не просто наставником, а другом", — рассказал "Сегодня" Палтышев.

Реклама

Кстати, в Верхнеднепровске (Днепропетровская обл.) придумали проводить "круглые столы" "Не спешите, дочки, в мамки" для старшеклассниц на тему половых отношений. К ним привлекают психологов, врачей и авторитетных людей города.

ДРУЗЬЯ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА. В симферопольской гимназии №9 в роли учителей выступают... родители школьников. "Мы впервые провели такой эксперимент в 2007 году. Скажем, работник банка, увлекающийся баскетболом, провел урок физкультуры, врач — урок об основах здоровья, юрист — правоведения. Дети были в восторге, поэтому решили сделать это регулярной практикой, — рассказала нам директор гимназии Татьяна Коваль. — Для этого мы выбираем последние уроки в четверти, оценок не ставим. А еще наши дети, изучающие английский язык, переписываются с королевой Великобритании Елизаветой II. Первое письмо, в котором ее поздравляли с Рождеством, отправили в 1999 году. Мы не рассчитывали на ответ, но он пришел, правда, не от нее лично, а от администрации Букингемского дворца. С тех пор дети пишут королеве письма ко всем праздникам и юбилеям. Нас уже причислили к "друзьям ее Величества".

СТИХИ. В киевской школе №92 дети сами пишут стихи и рассказы, которые потом издаются отдельной книжкой. "Я издала уже два таких сборника с работами моих учеников. Мне помогают наши бывшие выпускники, работающие в полиграфии", — рассказала завуч школы Татьяна Шкандевич.

Реклама

ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКЕ. Киевская школа №168 — одна из немногих, где обучают детей-инвалидов вместе с обычными. "Сейчас у нас учится 66 детей, преимущественно с ДЦП. Обычно таких детей учат на дому, они заперты в четырех стенах, а у нас могут общаться со сверстниками. Здоровые дети им помогают, и еще не было ни одного инцидента, чтобы инвалидов дразнили", — рассказала нам завуч школы Лариса Шевчук.

"ХОТИМ РАСШЕВЕЛИТЬ УЧИТЕЛЕЙ"

В Минобразования подчеркивают, что внедрять учительские идеи в обязательном порядке не собираются. "Я бы хотел, чтобы учителя, директора школ, руководители управлений по вопросам образования поделились накопленным опытом и вдохновили на творческий подход своих коллег. Сборник будет всегда под рукой, это поможет составлять учебные планы на год. Я также исходил из особенностей нашего менталитета: если у кого-то что-то есть, а у меня нет, мне обязательно захочется это сделать — и сделать лучше", — рассказал "Сегодня" первый замминистра образования Борис Жебровский.

Реклама

Он уверен, что единожды реализованная идея не получает продолжения. "Многие идеи держатся на личности учителя. Внедрять проекты сверху — бесполезно. На одной жесткой вертикали никаких изменений в школе не будет. Мы хотим расшевелить учителей, многие из них боятся экспериментировать, опасаясь проверок и последующих наказаний, мол, не следуете школьной программе и т. п. Нас совершенно не устраивает подавляющая система контролирующих органов, мы даже объявили мораторий на проверки школ в мае и сентябре, когда там самая горячая пора. Например, одна из самых успешных — финская система образования — исключает любой контроль проверяющих органов. Вместо различных инспекций, существующих у нас, у финнов есть консультационные центры по текущим школьным проблемам. Контроль существует на выходе, когда школьники демонстрируют свои знания. У нас же все наоборот", — рассказал Жебровский.

Идеи и проекты министерство будет собирать до 20 августа. Учителя-новаторы, которые хотят поделиться своим опытом, могут обращаться по телефону: (044) 486-75-54.