Древние склепы превратились в погреб, а танк стал курятником

1 марта 2011, 09:17
Селяне приспосабливают ценные археологические находки под свои бытовые нужды.

Село Парутино. У зажиточных селян мода монтировать в заборы античные амфоры. Археологам говорят: «Вам что двух штук жалко?». Фото biotin.livejournal.com

В конце прошлого года археологи из Днепропетровска нашли скифское изваяние в одном из дворов села Велико-Александровка. В течение многих лет реликвия служила... порогом! Но, как мы выяснили, подобный пример не единичен. Невежество и варварское отношение к истории приводят к тому, что керамика в возрасте 1500 лет стоит рядом с собачьей будкой, а в заборы монтируют античные амфоры. Но перейдем к фактам.

Сараи и хлевы в селе Парутино (Николаевская область) имеют много общего с древнегреческими храмами. По словам археолога, заместителя директора НИЦ "Лукоморье" Александра Смирнова, расположенные рядом с избами руины Ольвии (античная греческая колония) со времени основания села растаскиваются как стройматериал. "Местные жители уже в третьем поколении кладоискатели и без зазрения совести грабят античное поселение. Относятся к нему как к своей собственности", — рассказывает Александр Игоревич. Древний камень, мрамор, привлекает строителей не красотой. За много веков он "выстоялся", стал прочнее, чем современные стройматериалы.

Реклама


Фото biotin.livejournal.com

"Еще в советские времена археологи увидели этот вандализм. По селу пошел слух, что сараи будут разбирать, и все строения тут же покрыли "шубой", побелили, так что сейчас древние облоки не увидишь. А ведь на некоторых таких "кирпичах" могут быть интересные для историков надписи, — говорит археолог. — А уже в нашем веке, у местных "новых деревенских", появилась мода — украшать свои заборы античными амфорами. Сосуды, возраст которых как минимум 2—2,5 тысячелетия вставляют в ниши и заливают бетоном (на черном рынке подобная амфора может стоить около 300 долларов. — Авт.). На наше возмущение отвечают: "У вас таких горшков десяток, вам что двух жалко?" или "Мне это от бабушки в наследство досталось, что хочу — то и делаю".

И это еще не все примеры использования античного в быту. Половину села занимает античный некрополь, и местные жители, по словам археологов, давно не выкапывают погреба. Они используют для хранения солений и овощей... склепы. Привидений никто не боится, ведь еще деды нынешних жителей лазили в эти же могилы за сокровищами.

Реклама


Пифос. В таких глиняных бочках в наши дни солят огурцы

По словам историка, нет никаких законных способов воздействия на таких варваров. Только если поймаешь черного археолога на "горячем", скажем, у разрытой могилы, — можно доказать его вину, да и то не всегда. "Мы застали черных археологов прямо вовремя раскопок, но они бросили инструменты и сказали: "Вы нас не видели. Вы нас не успели сфотографировать. Это не наше". — говорит Смирнов.

Фотогалерея: На Николаевщине украшают заборы античными амфорами

Реклама

ЧЕРНЯХОВСКАЯ "МИСКА". Парутино — не единственное село, где древние артефакты используются "по назначению". "В Крыму до сих пор популярны античные бочки "пифосы". В древности в этих керамических емкостях, высотой с человека, хранили зерно. Сейчас в них солят огурцы, — рассказывает Александр Герцен, заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Таврического национального университета. "Мои коллеги нашли черняховскую вазу, возраст которой 16—18 веков, рядом с будкой. Старинную керамику вымыло дождем, бабушка ее нашла, подобрала, но не есть же самой из того, что было в земле? Вот и решила отдать ее Тузику", — рассказывает руководитель археологической экспедиции при Институте археологии АН Украины Игорь Готун. Археологи предложили бабушке свою эмалированную миску, и она с радостью отдала раритет. Заметим, что посуда такого типа находится очень редко, в основном откапывают горшки.


Черняховская керамика. Использовали как миску для пса

В другом селе, на Киевщине, старушка сама пользовалась антиквариатом. "Мы с другом археологом отдыхали на даче, зашли к соседке купить молока. На кухне он посмотрел на горшки и буквально дар речи потерял. Оказалось, что бабушка ежедневно пользовалась посудой времен Киевской Руси. Такие в музее под стеклом лежат, а мы увидели прямо на столе с топленым молоком внутри, — рассказывает военный археолог Олег Корнеев. — О происхождении горшков женщина ничего не знала: "да ими еще мои родители пользовались". Увидев наш интерес к своей посуде, бабушка подарила горшки и даже отказалась от вознаграждения: "Да за что ж тут деньги брать?".

РЫБАКИ: БЛЕСНА ИЗ СЛАВЯНСКОЙ ЗАКОЛКИ


Фибула. На подобное украшение ловили рыбу

Активно пользуются древними артефактами и рыбаки. "Знаю, что древние каменные якоря, которые могли бы украсить любой музей, используют по сей день. Моряки находят камни с отверстием на берегу и используют затем на своих моторных лодках", — говорит археолог из Николаева Александр Смирнов. Сталкиваются археологи и с еще более удивительными вещами. "Товарищи встретили на берегу реки рыбака, и один заметил: "Блесна (приманка для ловли. — Авт.) у него похожа на славянскую фибулу (древняя застежка. — Авт.). Посмотрели — действительно украшение, сделанное больше тысячи лет назад, рассказывает археолог Игорь Готун. Рыбак отдал его без сожаления — видимо, щуки на старину не клевали. Но заметим, что и коллекционеров подобные предметы интересуют мало. На черном рынке за фибулу дают от 50 грн.

ВОЕННЫЕ ТРОФЕИ: ТАНК ДЛЯ КУР


Каска. Из нее селяне сделали поилку для собак

"Сейчас по селам ездят антиквары, "металлоломщики", скупают старину. Выкупили у селян все вплоть до чугунных утюгов, а до 90-х можно было возле хат увидеть много чего интересного. У нас же народ как устроен? Что найду — домой, в хозяйство! — рассказывает военный археолог Олег Корнеев, — В одном селе на Черкасчине коробки из-под немецких противогазов использовали как почтовые ящики. В другом месте видел небольшой загон для поросят. Ограда для него была сделана из стволов винтовок без затворов, где¬-то 15 в ряд. Но "высший пилотаж" показал один дедушка. Он прикатил домой колеса от танка Т-34 и... приделал их к телеге. Вес у колес был такой, что лошадь даже пустую повозку не тянула. Но дед "тюнинг" оставил, ничего менять не стал: "нехай стоят". Удивила и одна бабушка. Зашли к ней расспросить о войне и увидели на полках тарелки вермахта, кружку с орлом. На наши просьбы отдать посуду для музея хозяйка отрезала: "Помру — тогда забирайте, сейчас самой нужна". В другой избе видел на кровати армейское одеяло с печатью "Берлин-39".

По наблюдениям историков, "память о войне" используют с фантазией. "Однажды я видел, как полки в доме держались на вбитых в стену штыках времен гражданской войны. А в огороде к ним помидоры подвязывали. Слышал о том, что в подбитом танке после войны предприимчивый хозяин сделал курятник, а на Кировоградщине видел, как башню танка сделали верхом для колодца. Невероятно, но факт — в одном из дворов роль столбов, на которых висела калитка, выполняли стволы от пушек", — рассказывает военный историк, директор столичного музея госпогранслужбы Александр Филь. Нередки случаи, когда курам наливают воду в круглый магазин от автомата ППШ, а собак поят из касок. Причем в особой цене "кайзеровские" шлемы времен Первой мировой. Они увенчаны остроконечным украшением, и если воткнуть его в землю — шлем-миска не переворачивается.


Олег Корнилов: "Один дедушка приделал к телеге колеса от танка"

КОЛЬЧУГА-КОВРИК. Обилие военных "трофеев" в селах объясняется огромным количеством брошенной во время отступлений техники. Селяне вспоминали, что у детей даже была игра: пробежать от села к селу, не касаясь земли, по брошенным танкам, машинам. Уже после войны появилось выражение: "сходить по трофеи", посмотреть в брошенных обозах что¬-то для дома. Но встречается в наших селах-¬огородах и более древние предметы. "Недавно шли по крымскому селу и увидели среди прутьев забора шашку времен гражданской войны. Хозяева заткнули дыру в заборе, чтобы куры не убегали. Оружие было "музейной сохранности". Деревянная ручка уже истлела, но клинок хорошо сохранился. На медном набалдашнике было видно клеймо завода (любители старины дают за такой клинок $300—400. — Авт.), — рассказывает археолог Сергей Воронов. — Мы попросили отдать шашку для музея, но на нас руками замахали, прогнали прочь".

Не повезло археологам и с кольчугой. "Зашли в гости к одному селянину и обратили внимание на странную сетку у порога — об нее грязь счищали. Ради интереса один из археологов на нее посмотрел и удивлено сказал: "Пацаны, это же кольчуга". Состояние у колец было такое, что возраст не определишь (плетеную броню использовали и древнерусские витязи, и запорожские казаки). Но для музея такая вещь была бы интересна. Но хозяин увидел наши горящие глаза и трясущимися от жадности руками схватил кольчугу: "Мне говорили, что это ценная вещь, но я забыл. Не отдам!" — смеется Корнеев.

Доводилось видеть археологам "в работе" и штыки времен Наполеона и Кутузова. Клинки втыкают в землю и привязывают к ним коз.

БАЙКЕРЫ: УКРАШАЮТ КУРТКИ СТРЕЛАМИ


Шлем. Любители быстрой езды любят и старые каски. Фото anastacy-ya.livejournal.com

В степях под Никополем уже несколько столетий собирают скифские стрелы. "В XVIII веке их использовали как амулеты. Парням они якобы гарантировали удачную женитьбу. Девушкам обещали сына, первенца. В 1775—76 гг. казаки их использовали как оберег от чумы. В наши дни их продают туристам и байкерам за 20—30 гривен. Последние украшают стрелами воротники своих кожаных курток. Может, появились новые мифы о том, что стрелы помогают от радаров ГАИ?" — с иронией говорит краевед из Никополя Сергей Тороп. Заметим, что у байкеров пользуются популярностью не только стрелы, но и немецкие каски. Но некого философского или сакрального смысла в этом нет. "Это просто красиво", — объясняет байкер Ганс.

ЗУБОМ МАМОНТА ПОДПИРАЛИ КАЛИТКУ


Зуб мамонта. Стоит около $30

"Летом 1994 года я вместе со своими друзьями исследовал карьер в районе города Орджоникидзе (Днепропетрвоская обл). В подобных местах попадаются ископаемые моллюски, рыбы, амфибии, минералы. Устав от поисков и жары, мы пошли в соседнее селение набрать воды. И пока хозяин одного из домов наполнял канистру, мы стояли в тени сарая. Двери подпирал булыжник размером чуть больше кирпича. Я посмотрел на него внимательнее и увидел спираль древнего моллюска аммонита (обитал 200 млн. лет назад), — рассказывает биолог, краевед из Никополя Сергей Тороп. Оказалось, что этим камнем кололи орехи, а потом положили его под дверь, чтобы не открывалась.

"Мои товарищи нашли зуб мамонта, которым подпирали калитку. Забрали его в местный музей, — продолжает рассказ археолог Антон Паникарский. — О познаниях местных жителей говорит вот какой случай. Когда молодежь пришла к нам на раскопки скелета мамонта, то авторитетно говорила: "Да это же корова!"

СКИФСКАЯ БАБА: ИСПОЛЬЗОВАЛИ КАК СТУПЕНЬКУ


В селе. После перестройки дома "ступеньку" убрали в огород. Фото: В. Ходас

В селе Велико-Александровка (Днепропетровской обл.) скифскую бабу использовали как ступеньку, а после перестройки дома положили во двор. "В конце прошлого года работники сельсовета рассказали нам об интересном камне, который лежал в одном из огородов. Оказалось, что это скифское изваяние, высеченное примерно в пятом веке до нашей эры", — рассказывает Лариса Чурилова, сотрудница Днепропетровского национального исторического музея. Надо заметить, что огород, о котором идет речь, — часть степи. По мнению историков, раньше на его месте был курган, но его распахали, а про скифское изваяние подумали: "В хозяйстве пригодится".


Изваяние. Теперь во дворе музея. Фото: В. Ходас

"Это не единственный случай подобного использования реликвий. Их ставят в забор, приделывают к ним петли для калиток. Были случаи, когда их клали в фундамент, заливали сверху бетоном, — рассказывает завотделом археологии исторического музея Владимир Ходас. — Мои приятели рассказывали, что в одном из сел из половецкой скульптуры сделали... корыто для свиней".

Хозяева двора, в котором лежало изваяние, расстались с ним без сожаления: "Надо — забирайте". Сейчас скифское "вместилище душ" украшает коллекцию Днепропетровского национального исторического музея. О редкости находки говорит то, что у днепропетровчан около 70 каменных баб, но только десятая часть — произведения скифов (на черном рынке подобные раритеты продают за несколько тысяч долларов).