"Эскадрон смерти". Рассказ члена банды оборотней в погонах

23 июля 2007, 08:00
Больше года в Апелляционном суде Киева слушается одно из самых громких дел в истории независимой Украины. На скамье подсудимых — бывшие сотрудники милиции (на момент совершения преступлений — действующие), а также ряд штатских лиц. Есть версия, что на самом деле они были не просто вымогателями, а "эскадроном смерти", бравшим заказы на устранение неугодных бизнесменов и политиков.

Суд над "оборотнями"

Главарем банды следствие считает экс-подполковника милиции, служившего в УБОПе Киева и области Игоря Гончарова (ныне покойного). Обвиняются также бывшие офицеры милиции Василий Гайдай (занимавший руководящую должность в следственном управлении столичного милицейского главка), Владимир Лысенко (кадровик в Департамента криминального поиска, иначе "наружки"), Сергей Кисилевич (тоже служивший в "наружке"), Юрий Навроцкий, а также Валерий Мельников, Олег Свердлов, Павел Кеппель, Александр Гаркушин, Владимир Дубовой, Анатолий Мочарный, Руслан Рожнятовский. В розыске — Тарас Вознюк. Члены банды (не все) обвиняются в похищении людей с целью выкупа и в последующем их убийстве. Некоторые из подсудимых к убийствам, по версии следствия, непричастны.

В числе обвиняемых также Юрий Нестеров, занимающий в процессе особое положение. За неоценимую помощь следствию его не держат под арестом, он находится под защитой программы защиты участников уголовного судопроизводства, как особо важный свидетель, на чьих показаниях, собственно, и держится обвинение.

Реклама

АДВОКАТ НЕСТЕРОВА МАРИЯ САМБУР. Дело "оборотней" интересно еще и тем, что, как считают многие, оно отнюдь не ограничивается тем мартирологом погибших (11 человек), который значится в материалах процесса. Есть вполне обоснованное мнение, что банда на самом деле была замаскированным "эскадроном смерти", выполнявшим заказы как своих теневых хозяев (скорее всего, из числа очень высокопоставленных правоохранителей, которые его и создали), так и "со стороны", просто за деньги. Основания так думать действительно есть, о чем свидетельствует эксклюзивный рассказ для нашей газеты Юрия Нестерова. Поскольку там речь идет о пока недоказанных судом обвинениях в адрес конкретных лиц, мы изменяем их имена.

Скорее всего, организаторы покушения и те, кто Юрию угрожают, думают, что Нестеров знает о неких новых для следствия преступлениях и может о них рассказать. И выдать тем самым тех "оборотней", кто еще на свободе. Ибо практика показывает — за то, что уже сказал, не мстят, это бесполезно и опасно. Показания Юрия по этому делу уже закреплены в суде. А вот новые... Да чего там, мне серьезные люди говорили, что покушение и угрозы по почерку — дело рук милиции. И даже предложили выйти на тех "новых оборотней", а потом их "сдать". Но это не моя работа.
Покушение расследует Днепровская прокуратура Киева, а в Генеральной есть еще дело об угрозах Нестерову. Почему-то их не объединяют... Пока же к Юрию применена программа защиты участников уголовного судопроизводства на основании соответствующего решения Апелляционного суда. Есть разные варианты применения этого закона: физическая защита (применен к Юрию), изменение анкетных данных, вплоть до изменения внешности. Варианты могут меняться, дополняться. Возможно, так будет и в нашем случае.

Все обвиняемые в причастности к множеству похищений людей и убийств вину категорически не признают, кроме Юрия Нестерова, находящегося под действием программы о защите участников судопроизводства. Ему угрожают и пытаются убить, надеясь, что дело без него развалится.

Реклама

"ГЛАВАРЬ ДАВАЛ МНЕ "ПЛЕНКИ МЕЛЬНИЧЕНКО" ЗАДОЛГО ДО ИХ ОБНАРОДОВАНИЯ МОРОЗОМ"

Я считаю, что членом банды стал, побывав в 1996 году со своими знакомыми Андреем и Алексеем (имена изменены) в селе Счастливом, где было совершено двойное убийство. Тогда я впервые увидел главаря банды (не зная, кто это), которого впоследствии называл Николаем Петровичем.

ТРАГЕДИЯ В СЧАСТЛИВОМ. Андрея я знал уже около двух лет. Как-то он пришел ко мне и сказал, что ему нужна помощь. Дескать, один бизнесмен не отдает деньги, которые должен банку. Мы втроем — Андрей, Леша и я приехали в Счастливое. Бизнесмен показал нам договор с российским заводом, подтверждающий, что деньги банка вложены в дело и дадут прибыль, надо только подождать. Ну, думаю, все ясно, надо уезжать, о чем сказал Андрею. Потом я вышел на крыльцо покурить. И увидел неподалеку незнакомый фургон "Форд-Сиерра".

Реклама

Через пару минут из дома выскочил Леша и крикнул: "Срочно иди сюда!" Я зашел, увидел, что хозяйка лежит на кровати связанная, без признаков жизни. И стоит сильный запах хлороформа. А Андрей закрывает какую-то бутылку. Я Андрею говорю, мол, ты, животное, что ты наделал!? И выскакиваю на улицу. За мной — Андрей, подбегает к "Форду" и с кем-то там разговаривает через окно. Потом возвращается, зовет и меня в дом. Я в шоке от всего, как во сне, захожу. И вижу, что в руке у Андрея пистолет с глушителем. Он зашел в комнату, где был бизнесмен, затем раздался характерный хлопок... Андрей вышел, а я заметил через щель в двери руку бизнесмена (видимо, уже мертвого), прикованную наручником к батарее.
Андрей с Лешей вынесли музцентр, еще какие-то вещи. Загрузили сначала машину Андрея, но потом, за селом, перегрузили в "Форд". Вот тогда-то я впервые и увидел Николая Петровича и еще одного человека, который сейчас тоже под судом по двойному убийству в Счастливом. Но тогда нас не знакомили.

Позже Андрей мне сказал, что, мол, на Форде были менты (так и было). Считаю, что все это была разыгранная главарем банды (а он был очень умный человек) комбинация. Им кто-то заплатил за работу, чтобы убрать бизнесмена, а заодно появилась возможность привлечь в банду новых членов ("замазать" меня и Лешу).

СМЕРТЬ "СОКОЛЯТ". Через год я как-то приехал на дачу родителей (они был в отъезде) и застал там... двух незнакомых парней. Они заявили, что их сюда поселил Андрей (а он был уже вхож в наш дом и мог взять ключи). Потом Андрей мне объяснил, мол, так надо было. Через несколько дней он предложил мне съездить на дачу, дескать, ребята выезжают, посмотри, как и что. Позже подъехал Андрей, забрал парней, сказал, надо кое-куда съездить. Через какое-то время вернулся с одним из парней и мужчиной. Я его узнал, вспомнив Счастливое... Это был Николай Петрович. Меня выставили на улицу, дескать, надо с парнем поговорить. Была слышна какая-то возня, потом Андрей и Николай Петрович вышли вдвоем. Последний достал удостоверение, сказал, что он работник милиции, а на моей даче скрывались особо опасные преступники. Сейчас, мол, они с Андреем кое-куда съездят, а я чтобы ждал их на месте в дом не заходил! Я не послушался и тут же зашел на дачу, заглянул под кровать — а там тело парня! Вытянул его за ногу, а на шее след от петли!

Вскоре вернулись те двое и второй парень. Зашли в дом и опять захлопнули передо мной дверь. Снова послышалась возня и тот парень закричал, назвал милиционера по имени... Так я впервые услыхал настоящее имя Николая Петровича.

Через несколько минут Николай Петрович и Андрей вышли, милиционер стал говорить мол, это были преступники... Извини, дескать, что так вышло. Если ты никому не расскажешь, то никто и не узнает. А если расскажешь, то кто тебе поверит? Вечером они вырыли в лесу неподалеку яму и обоих в одной яме и похоронили. Я помогал таскать трупы, потому что хотел поскорее избавить от них дачу. Погибшие, как я потом узнал, были "соколята" (сотрудники спецподразделения УБОП "Сокол". — Авт.) Пелюшок и Евтушенко, поссорившиеся с главарем. Так меня окончательно втянули в банду.

МЕЛЬНИЧЕНКО: "УТЕЧКА ИНФОРМАЦИЯ БЫЛА ИСКЛЮЧЕНА". Я уверен, что подобная дезинформация (о Гончарове и пленках. — Авт.) специально выбрасывалась для того, чтобы реализовать план, разработанный в Администрации президента Кучмы — увести его от ответственности и свалить все на Марчука, — заявил "Сегодня" Николай Мельниченко. — Показать якобы существующую связку Гончаров-Марчук-Мельниченко. (То есть Мельниченко будто бы "сливает" пленки или расшифровки Марчуку, тот — Гончарову и можно предположить, что все трое, владеющие информацией о разговорах президента относительно Гонгадзе, организовывают убийство журналиста, чтобы подставить Кучму — вот такую цепочку, по мнению Мельниченко, могли выстроить истинные убийцы. — Авт.).

В 1999 году я искал поддержки у Марчука. Но в тех разговорах из кабинета Кучмы, которые я давал прослушать Марчуку, не было ни слова о Гонгадзе. После президентских выборов 1999 года наши с Марчуком пути разошлись. Но несправедливо будет строить версию о причастности Марчука к убийству Гонгадзе лишь на том основании, что он знал, что разговоры Кучмы записываются. Ведь об этом в 2000-м также знали и Тимошенко, и Турчинов.

Я утверждаю, что никаких расшифровок "пленок Мельниченко" по Гонгадзе ни у кого, кроме меня, до 18 октября 2000 года не было. Поверьте, любая утечка тоже была исключена, все было под строгим контролем.

В БАНДЕ. В 2000 году главарь уже знал, что кольцо вокруг банды сжимается, у него в милиции были серьезные информаторы. Однажды он предупредил, что у меня будет обыск. Обыск был, естественно, ничего не нашли, но потом меня полгода вызывали на допросы и беседы. Спрашивали о жизни, пару раз упомянули двух членов банды — значит, как-то их уже тогда "засветили". Кстати, когда я дал показания, где был тогда-то, через неделю главарь мне их процитировал, хотя меня заверяли, что о показаниях никто не узнает. Такие связи были у Николая Петровича. Все это было после похищения и убийства Гельфанда. (И было, видимо, с ним и связано, потому что бандиты тогда засветились на телефонных звонках с требованиям выкупа. — Авт.).

Кроме тех убитых, что есть сейчас в деле (их 11), есть и другие. Как минимум двое пропавших, о которых я знаю, за одним принимал участие в слежке. А если вспомнить тех, о ком разговаривали "оборотни", а я слыхал, то еще немало наберется. По оружию точно два "жмура" есть (у них отобрали целый арсенал), по антиквариату, думаю, человека три-четыре... Вообще, банда была сформирована в 1990 году, кое-кого из ее членов они сами ликвидировали. И я уверен, что наши вымогательства — всего лишь ширма, а на самом деле это все были заказухи. Например, убитый бандой Малюта был свидетелем в двух серьезных уголовных делах, кому-то, видно, мешал, Вот его и заказали "оборотням".

В похищении и убийстве Гельфанда я участия не принимал, но хоронил его. И разговоры слыхал. За Гельфанда (с родни или заказчиков, не знаю) "оборотни" деньги получили, это точно. В Одессе был какой-то китаец или вьетнамец, который их с банковского перевода обналичивал. А потом "оборотни" его ликвидировали. И я со временем почувствовал, что меня готовятся убрать. Надо было скрыться.

ПРИЗНАНАНИЕ. Я уехал в Германию с двумя комплектами документов — настоящим и на другую фамилию. За это немцы меня арестовали, но через полгода выпустили. Я вернулся в Киев, домой не пошел, а отсиживался кое-где. Потом "нарисовался" в одном месте, желая, чтобы меня взяли — я уже решил сдаваться. Так и произошло. Поначалу меня в УБОПе "кололи" только на эпизод с Гельфандом. Я понял, что у них ничего больше и не было. И тогда я рассказал начальнику Сергею Хомуле обо всех преступлениях, о которых знал. Он долго не мог поверить, что все это правда, пока я не предложил поехать и выкопать трупы... Это был май 2002 года, к тому времени уже закрыли почти всех членов банды и броварской Сергей (имя изменено) дал полный расклад — но только по делу Гельфанда. Николая Петровича брали на Софиевской, возле милицейского главка. Он одному из бравших палец прокусил... Меня, кстати, взяли последнего.

Как я понимаю, "оборотни" хотели "сдать" только эпизод Гельфанда и там меня сделать крайним. Но я рассказал все. В итоге — есть трупы, закрепленные моими показаниями. Остальные все в отказе. Двух трупов не нашли, их, видно, перекопали. Почему — отдельный вопрос... Но утечка информации продолжалась и после ареста главаря, что свидетельствует: не все "оборотни" за решеткой. Вот пример: я назвал, где спрятан очень большой склад оружия (за стенкой дома в Яготине) у родни Андрея. Я сам этот склад видел, там были и автоматы, и гранаты, и карабины, и гранатометы... Опера неделю не могли получить разрешение на обыск, а когда приехали, там уже не было оружия, зато была свежая кирпичная кладка...

ЯД И "ПЛЕНКИ МЕЛЬНИЧЕНКО". Что касается гибели учителя Тутченко, то я не верю, что Николай Петрович мог позволить себе месть. Там, скорее, другое, но комментировать не хочу... А яд, которым учителя отравили, думаю, был опробован задолго до Тутченко. "Оборотни" постоянно искали способы убийства, чтобы следы не оставлять. Исчезновение ведь все равно фиксируется, а вот умер человек естественной смертью — и дела уголовного нет. Такие вещи, вроде яда, им привозили из России. Я считаю, что и резонансное отравление охранников Ивана Плюща — Потеряйко и Скляра — скорее всего, дело рук "оборотней" (произошло 21—22 октября 2001 года. — Авт.). Уверен в этом процентов на 80...

Главарь ушел из жизни и унес много тайн. Например, касательно "записей Мельниченко". Задолго до их обнародования Морозом (ноябрь 2000-го) мне... давал их читать Николай Петрович! Просто на листах бумаги, распечатки! Это была зима, начало 2000-го года. Откуда главарь мог это знать, если не был "завязан" в комбинации?

ПОКУШЕНИЕ. 28 февраля 2005-го года мы с опером УБОПа Владом Кошмяковым (он охранял меня) приехали к моим родителям за вещами. У нас сломалась машина, взяли другую, о которой никто не знал. Объехали вокруг дома, ничего подозрительного. Заехали во двор. Влад был вооружен лишь пистолетом с резиновыми пулями. (Потом, после покушения, пересмотрели это, сейчас постоянно со мной два охранника, вооруженные огнестрельным оружием).

Зашли, я впереди, Влад сзади. Вдруг Влад толкает меня и падает сверху, после чего раздается взрыв. Оказалось, Влад увидел, что человек притаился за углом и кинул гранату. Она упала Владу под ноги, он успел меня толкнуть и сам упасть за угол. Потом вышел киллер и стал в нас стрелять — добивать. Но не попал, потому что Влад стал стрелять по нему из "резинки". Киллер сбежал. Влад кинулся за ним, а я наверх, в квартиру, звонить в "скорую" (нас слегка все же зацепило). Приехали эксперты, все осмотрели, началось расследование. Тянется по сей день... Следователь из Днепровской прокуратуры почему-то спрашивает у тех "свидетелей", кто ничего не видел. У тех, кто видел (а такие есть, готовы говорить) — ничего. Мы с адвокатом склоняемся к версии, что в покушении замешаны милиционеры-"оборотни" из тех, кто остался на свободе.
Кроме покушения, было немало угроз и предложений в мой адрес. Например, "после гранаты" мне позвонили и сказали, мол, мы же просили тебя не открывать рот. Так что смотри... А однажды действующий милиционер вызвал меня на встречу и... предложил документы, деньги, чтобы я "свалил" за границу. Но я понимаю, что значит в подобном случае "уехать"... Я рассказал об этом Хомуле, но он почему-то не поверил, проигнорировал.

ЖЕРТВЫ "ОБОРОТНЕЙ"


Бровары. В этом доме по ул Сирка, 9, убили почти всех жертв "оборотней"

Осенью 1997 года были похищены и расстреляны киевляне Аврамчук и Жураковский. Летом 1998 года "оборотни" напали на польскую фуру с чаем, используя бывших сотрудников "Сокола" Пелюшка и Евтушенко. Те позже попытались шантажировать Гончарова и были убиты. В сентябре 1998 года похитили и убили народного целителя Юрия Омельченко. В августе 1999 года — торговца ювелирными изделиями В.Яроша. Декабрь 1999 года — жертвой стал директор фирмы "Система Маркет" Е.Титов. 8 марта 2000 года "оборотни" убили главу правления "Укрнефтьимпорта" Я.Малюту. Затем — валютного менялу Селеверстова. 31 августа исчез бизнесмен Михаил Гельфанд, учредитель фирмы "Домино". Его тоже выкрали "оборотни", выкуп запросили в размере 15 тысяч долларов, причем безналом. Джип "Мерседес" Гельфанда похитители вернули, бизнесмена убили. И, наконец, в мае 2001 года, перед первыми арестами, главарь задумал и осуществил убийство учителя Игоря Тутченко, "посмевшего" жениться на женщине, с которой когда-то встречался сам Николай Петрович. Музыканта отравили, а тело подбросили в парк вместе с бутылками водки, чтобы сымитировать алкогольную интоксикацию. Впрочем, есть версия, что на учителе просто отрабатывали действие яда, привезенного из России и предназначенного для серьезных бизнес- или политустранений под заказ. Возможно, таковым стало отравление охранников Ивана Плюща Потеряйко и Скляра в октябре того же года.

ГОНЧАРОВ, ПУКАЧ, ГОНГАДЗЕ, ОХРАННИКИ ПЛЮЩА... В разговоре с "Сегодня" бывший сотрудник прокуратуры предположил, что информацией об убийстве Гонгадзе Игорь Гончаров владел с самого начала. Установлено, что буквально через несколько дней после исчезновения Георгия Гончаров встретил в центре Киева одного из бывших сослуживцев. Гончаров поинтересовался, что тому известно о похищении и убийстве Гонгадзе. Тот лишь пожал плечами, так как к тому моменту об убийстве вообще речь не шла, а говорили лишь о том, куда, мол, подевался журналист... Если такой разговор и вправду состоялся, он свидетельствует о странно высокой информированности Гончарова.

И Юрий Нестеров, давая интервью нашей газете, вспомнил, что однажды он сам, вместе с "Николаем Петровичем" и еще одним "оборотнем" в погонах (ныне под судом), сидели в машине и наблюдали за каким-то домом на бульваре Леси Украинки. Это было осенью 2000-го. За кем следили, Нестерову не сказали. А вскоре исчез Гонгадзе.

Возможно, вспомнив этот эпизод, впоследствии Гончаров и решил сделать из Нестерова главного убийцу Гонгадзе. Вот что он писал в одном из своих знаменитых предсмертных писем: "Член группировки преступного авторитета "Киселя" — Нестеров Юрий совместно с двумя работниками спецподразделения "Сокол" при УБОП г.Киева и работником отдела УБОП г. Киева на Московской площади.., похитили в сентябре 2000 года на бул. Л.Украинки журналиста Гонгадзе... В ходе пыток удушением журналист был убит...".

Сам Нестеров ответил на эти обвинения для "Сегодня" таким образом: "У меня по "делу Гонгадзе" железное алиби. С 10 по 26 сентября 2000 года за мной была круглосуточная слежка, что отражено в материалах "наружки" и можно проверить". Конечно, следствие это проверило и убедилось в алиби Юрия. Так что Гончаров умышленно уводил след по делу Гонгадзе от истины. Почему? Был замешан сам или кого-то прикрывал, надеясь на помощь? От него уже не узнаем...