Эксперты утверждают, что спасатели неправильно тушили фосфорные цистерны

24 июля 2007, 13:09
Экологические последствия аварии с фосфором во Львовской области можно было предотвратить, если бы пожар не тушили водой, заявил научный сотрудник Института органической химии НАН Украины Дмитрий Волочнюк.

France-Presse

 

 

Реклама

По его словам, фосфор невозможно и опасно тушить водой, поскольку при воспламенении фосфор начинает реагировать с водой, в результате чего образуется высокотоксичный газ фосфин (PH3), который еще и самовоспламеняется на воздухе.

 

"Здесь, на этом этапе уже можно было ситуацию предупредить, в том смысле, чтобы не довести ее до катастрофы. Ошибка была в том, что первые пожарные начали тушить фосфор водой. Но это не их вина, а тех служб, которые не предупредили пожарных, с каким грузом они имеют дело", – заявил Волочнюк.

Реклама

 

По словам эксперта, службы, которые перевозили этот фосфор, "должны были предупредить пожарных о том, с чем они имеют дело", поскольку фосфор тушат песком либо пеной.

 

Реклама

"Соответственно, этот момент начал приводить к катастрофе – начало страдать здоровье людей, которые начали тушить пожар", – отметил он.

 

Следующей ошибкой, которая и привела к экологической катастрофе, эксперт назвал неверные действия по отношению к продуктам горения – поднявшееся облако оксида фосфора, начавшее распространяться.

 

"В таких случаях нужно сверху облака, с пожарных самолетов либо вертолетов, которые есть у МЧС, просто распылять воду – тогда это облако оседает", – отметил эксперт. При взаимодействии с водой аэрозоль оксида фосфора образует фосфорную кислоту, которая оседает. "Таким образом, мы могли бы локализовать область поражения", – заявил он, отметив, что в результате последствия аварии были бы менее серьезными и количество пострадавших – меньшим.

 

"Я не специалист в области МЧС, но если бы эти два факта были сделаны, то мы могли бы эту экологическую катастрофу предотвратить", – отметил Волочнюк.

 

В свою очередь, аналитик консалтингового консорциума "Менеджмент консалтинг групп" Дмитрий Подтуркин отметил, что поскольку отправителем была казахская сторона, то работала она по правилам международных перевозок опасных грузов. "К сожалению, эти правила международных перевозок носят общий характер", – отметил Подтуркин. В частности, по его данным, недостаточно прописаны требования к сопроводителям грузов. "Возникла ситуация, что сопровождающий не смог дать достаточных сведений пожарным", – заявил он.

 

Подтуркин добавил, что аварийная карточка, сопровождающая груз, также содержит общие сведения. "И из нее ... не видно, что водой заливать нельзя", – отметил он.