Экс-глава СБУ Леонид Деркач: "В Киеве разрабатывалось климатическое оружие"

20 декабря 2013, 07:16
Леонид Деркач рассказал "Сегодня" о генсеке Горбачеве, противостоянии КГБ и ЦРУ, использовании чекистами детектора правды и психотронного оружия

Леонид Деркач. Работал на «Южмаше» и был близок к Леониду Кучме

20 декабря 1917 года была образована ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия, ставшая прародительницей НКВД, ОГПУ, МГБ, КГБ. С тех пор эта дата при Союзе отмечалась как День сотрудников госбезопасности (сейчас ее празднует преимущественно старшее поколение чекистов). 

Недавно увидела свет книга "Контрразведчик-5. У обрыва" из серии "КГБ-ЦРУ: война спецслужб", уже пятая из цикла "Контрразведчик". Ее автор — экс-глава СБУ, генерал армии Украины Леонид Деркач, выступающий под псевдонимом Леовал Дерфи. "Контрразведчик-5" завершает цикл документально-художественных произведений, рассказывающих о противоборстве спецслужб СССР и США на рубеже 1980—1990 годов прошлого века. В этой, заключительной части повествуется о событиях накануне ГКЧП, последних днях КПСС и КГБ Союза.

Реклама

— Леонид Васильевич, об этом уже столько всего написано... Почему вы тоже решили коснуться того периода?

— Мне было важно описать события в канун так называемого путча, их участников, показать, как Комитет госбезопасности СССР собирал аналитические материалы с мест, как они докладывались председателю КГБ Крючкову, — рассказывает "Сегодня" Леонид Деркач. — Крючкова убеждали, что планы сместить Горбачева несостоятельны, им не суждено сбыться. Но тот думал, что ГКЧП поддержат регионы, и недооценил, что Горбачевым фактически управлял Запад и умело манипулировали квалифицированные агенты ЦРУ. Я хотел показать напряженную работу КГБ Союза в тот очень непростой период.

— А ведь ЦРУ переиграло КГБ...

Реклама

— К сожалению, да. Сотрудники ЦРУ работали по высшему уровню. Разобравшись в системе, в том, что в окружении генсека ЦК КПСС были неприкасаемые, они сбрасывали через них информацию, влияя на Горбачева и его решения. На мой взгляд, он не соответствовал своей должности. Не был способен ни на серьезную аналитику, ни на экономические реформы, к которым призывал. Не мог системно доводить начатое до конца. Был очень слаб.

— В предыдущих книгах вы касались операций "Тайфун", "Кольчуга"... А о каких активных мероприятиях КГБ, участником которых были, не написали?

— Ну, есть иностранная агентура, которая до сих пор жива. У агентов есть дети, внуки. Нельзя их подвергать риску. Спецслужба должна уметь молчать о тех, кто ей помогал.

Реклама

— Это персоналии. А как насчет спецопераций?

— Они возможны через оперативные источники. Это не атака: побежал и победил. В спецслужбах все иначе.

— Но кое-кто считает ваши книги более художественными, нежели документальными?

— Я беру факт и литературно его обрабатываю, вплетая в отдельные эпизоды художественные детали. Рядовому читателю неинтересно зна­комиться с оперативными документами. Он в них не специалист.

— В четвертой книге вы приоткрыли завесу секретности над некоторыми методиками в деятельности спецслужб. Многие знают о детекторе лжи, а вот о детекторе правды и не слышали. Это не художественный вымысел?

— Нет. В Союзе, в Украине, существовало немало научных и исследовательских организаций, с которыми сотрудничал КГБ. Метод выдающегося ученого Игоря Смирнова (так называемый детектор правды) вполне реален. Он раскрывает человека полностью — испытуемый не в состоянии обманывать. Метод предполагает работу не с сознанием, а с подсознанием, с подкоркой. А подкорка не сопротивляется. С помощью этой методики можно управлять большими массами людей.

— В книге есть описание, как пациент проходит тест на детекторе правды... Его усаживают перед компьютером, на экране мелькают графики, в наушниках приятный шумок или любимая музыка, куда "вкраплены" бесшумные, закодированные вопросы — несколько тысяч за 15—20 минут. Датчики вводят в компьютер реакцию человека на бессознательные ответы, которые не врут...

— Да, все правильно.

— Рассказываете и о психотронном оружии. Скептики считают это выдумками.

— Напрасно. И психотронное, и климатическое оружие, о котором пишу в книге "У обрыва", тоже реальны. С их помощью можно вызывать различные природные катаклизмы, что приведет к тем или иным явлениям в экономике, влиять на умы огромных масс людей, в том числе военных.

— КГБ работал и по таким направлениям?

— Конечно. Были разработки в Киеве, в объединении "Завод "Арсенал", Днепропетровске, Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Подобные исследования велись и ведутся в США. Но о многом еще не пришло время рассказывать в открытой печати.

— Вы по-прежнему читаете лекции курсантам Национальной академии СБУ?

— Да, преподаю основы комплексной системы защиты секретов и оперативного искусства. Выступаю с лекциями перед слушателями учебного заведения Службы внешней разведки.

— Вашими книгами интересовались кинорежиссеры, по ним хотели снять крутой боевик...

— Были желающие выкупить авторские права, создав нечто сенсационное. Но я не хочу, чтобы кто-то все переиначил по-своему. Больших гонораров мне тоже не надо. Если снимать фильм, в нем должно быть так, как происходило на самом деле.

— До экранизации не дошло?

— Все на уровне переговоров.

— С нашими или зарубежными деятелями?

— Открою секрет: прошлым летом я был в Голливуде. Переговоры шли долго и продолжаются. Дай Бог, чтобы из этого что-то получилось.

— Может, в этом фильме Шварценеггер снимется?

— Ну, почему Шварценеггер? Там очень неплохие ребята и без него есть. Грамотные, подготовленные. Кстати, бывшие украинцы. Мы нашли общий язык. Этап притирки позади. А дальше не будем опережать события. Время покажет.

В КГБ начинал опером

Имя: Деркач Леонид Васильевич
Ро­дил­ся: 19.07.1939 в Днепропетровске

Работал на "Южмаше". С 1972-го — в органах КГБ СССР. Начинал простым оперуполномоченным. Затем был начальником Павлоградского горотдела КГБ, замначальника Днепропетровского облуправления СБУ. С 1992 года — председатель Госслужбы по вопросам технической защиты информации. В 1994-м — первый зампред СБУ. С 1995 года — глава Государственного таможенного комитета Украины (Гостаможслужбы). В 1998—2001 — председатель СБУ. Избирался в ВР. Хобби — голубеводство, литература.